Н.М. Дьякова. Попытка расширить пределы разума во имя Господа (С.Н. Булгаков и И. Кант)
Есть Бог, есть мир — они живут во век,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.Н. Гумилев
Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944) был прежде всего ученым веры и одновременно философом науки, любил мир и верил в Бога. Неудачная, но не безрезультатная, юношеская попытка погрузиться на глубину «теплых научных течений» своей эпохи, дотронуться до глубоководных теоретических камней закончилась по причине нехватки живительного воздуха, из-за потребности в котором С. Булгаков принимает в 1918 г. сан священника и «дышит именем Господа» полной грудью до конца своей жизни. Период этот благого погружения он запомнит навсегда. На всем протяжении дальнейшего религиозно-философского творчества его будет преследовать дух рационализма, с которым он будет отчаянно бороться, тщетно нанося один удар за другим. «Если бы люди веры стали рассказывать о себе, что видели и узнавали с последней достоверностью, то образовывалась бы гора, под которой был бы погребен и скрыт от глаз холм скептического рационализма» [2, с. 543].Так, на первый взгляд, выглядит отношение Булгакова к рациональности вообще.
Однако мышление самого Булгакова вполне соответствует нормам познавательного мышления нового времени, в том числе и когда он говорит о рационализме. Причем это мышление выступает для него достаточно беспроблемным, он еще не видит кризиса научной рациональности классического периода. Взаимодействие научного рационального мышления с догматическим мышлением пламенно верующего и широко эрудированного человека становится захватывающим. Это особенно четко видно на примере его работ так называемого крымского периода, в которых отчетливо просматривается его духовная зрелость и философская подготовленность.
Так, работа «Трагедия философии», написанная в 1920 г., отражает ряд проблем, несущих в основном гносеологическую окраску, и касается критического анализа предшествующих философских построений, в котором особое место уделяется системе И. Канта. Возможно, потому, что именно Кант и неокантианцы приучили булгаковский круг считать философией по преимуществу, или философией философии, именно гносеологию, «ибо само знание есть деятельность, и только продукты ее приобретают потом застывший, объектный характер: наука созидается трудом, она есть функция жизни». А возможно, и потому, что при любом философском анализе становится очевидным, что идти непосредственно к познанию вещей, минуя исследование самой познавательной деятельности и ее границ, было бы шагом неверным, шагом в никуда.
Поэтому, стараясь уйти от обвинения в догматической философии, развенчанной Кантом, Булгаков предпринимает попытку преодолеть односторонность построений Канта и выйти за границы его философской системы. Найдя прием, он пишет, что догматическое богословие — это лишь бледный «схематизм красочного мифа, каталог выставки, программа концерта, зримый иероглиф невидимой тайны», поэтому рассудочная «кантовская критика доказательств бытия Бога — плод недоразумения», она все время говорит не о том. Ведь богословское понятие служит лишь для косвенно-символического указания на иное, на то, что выше всякого понимания, а стало быть, выше логики, аргументации и всех рассудочных критериев. Кант всего лишь ученый, он мыслит как чистый философ. Он любит не Бога, а рассуждения о нем! Бытие человеческого мышления для Канта достовернее бытия Бога. «Ибо он восхотел системы: другими словами, он захотел создать (логически) мир из себя, из своего собственного принципа — «будете как боги» — но эта логическая дедукция мира невозможна для человека» [1, с. 314].
Надо заметить, что в ту эпоху весь комплекс многоцветной и многообразной европейской культуры представал для русской интеллигенции в его немецком преломлении. Отсюда идет та гегемония германского духа, которая неизменно давала себя чувствовать в творчестве русских мыслителей: и тогда, когда они ей подчинялись, и тогда, когда они боролись с ней [3, с. 24—26]. И С.Н. Булгаков был одним из них.
Неразрывная «антиномическая связь» научного и религиозного прослеживается в его идеях, лежащих в основе рассуждений о способе существования религиозного откровения в рациональных формах, имманентно скрывающих подлинность мира от непосвященных. Он считает, что лишь через откровение человеку единожды и лично открывается Бог; знание же, полученное человечеством о трансцендентальном божественном мире, возможно усвоить и через тексты, ритуалы, мифы, иконы… Так он предпринимает завуалированную попытку реформировать роль ортодоксальной Церкви как института, безграничной властью которого он был недоволен так же, как в свое время Кант. Продолжая свою мысль, Булгаков говорит, что личный опыт переживаемого Откровения сродни интуитивному прозрению в науке, которое само по себе не вписывается в познавательную рационалистическую логику классической науки и может быть включено в сферу научного знания лишь постфактум, как результат интуиции.
У Булгакова речь идет о соотношении рациональности и чуда, о «возможности для чуда явиться перед человеком как вполне умопостигаемый объект, который можно изучать с помощью специальных научных приемов» [4, с. 177].Необходимо заметить, что Булгаков неоднократно предпринимал попытку уйти от догматического богословия, каждый раз погружаясь, как в глубокую воду, в мир научного рационализма, задерживал дыхание, поднимался на поверхность и окружал себя «нерушимой» стеной богооткровенной философии. Но ничего не мог с собой поделать и погружался вновь, ибо глубины теоретических поисков притягивали его с необъяснимой силой. Например, в решении вопроса об освобождении личности он говорил, что эмансипация личности — это общая задача, которая дается религией и есть в этом смысле религиозная истина абсолютного характера. Но для своего постепенного исторического осуществления, признает Булгаков, она требует относительных исторических средств, которые указываются обстоятельствами и меняются вместе с последними. Средства эти должны быть найдены Разумом, согласно указаниям научного опыта, и нахождение это составляет задачу общественной науки. Рассуждения Булгакова ведут нас через проблему включенности религии в культуру, к проблеме связи религиозного опыта с научным, где неизменно обнаруживает себя влияние гносеологии Канта.
Отметим здесь лишь некоторые понятия, часто употребляемые Булгаковым, создающие призрачную гносеологическую дымку, за которой усматривается его религиозная философия. Например, молитва для Булгакова обладает своеобразным религиозно-гносеологическим смыслом и является основной формой религиозного познания, а устремленность к трансцендентному образует ее «трансцендентальный состав». У религии, согласно Булгакову, есть свой «религиозный орган» познания Божества [2, с. 36]. Вера занимает центральное положение в гносеологии религии. И она столь же объективна, как и познание у Канта. Вера не сводится к субъективному верованию, и ее объективность обеспечивается Откровением. У веры есть свой опыт и свои основания. Как мы видим, религиозная наделяется развернутой гносеологической концепцией, базисом которой является «Критика чистого разума».
Самым трудным и щепетильным делом для Булгакова оказалось, с одной стороны, воспользоваться кантианством, а с другой — осуществить мучительную попытку выйти из-под зависимости от всеобъемлющей системы Канта и сделать шаг к построению религиозной «трансцендентальной критики», где сразу встал вопрос о специфической «вещи в себе» и о специфическом «факте сознания» — религиозном ощущении, которое, если следовать методологии Канта, не есть продукт, результат сознания, а, наоборот, является его существеннейшей предпосылкой. Таким «фактом» Булгаков объявил религию, добавив при этом, что для трансцендентального анализа религии достаточно «условного» предположения и «условного» допущения этого факта: «…наперед и а priori отвергнуть это скромное допущение вряд ли возможно даже в наш скептический век. Религия представляет собой настолько универсальный факт человеческой жизни, что просто отрицать никому невозможно…» [2, с. 16]. Действительно, отрицать факт существования религии не только в индивидуальном сознании, но и как социальный было бы нелепо. Но означает ли это, что данное явление отвечает требованиям, предъявляемым тем же Кантом к «фактам человеческого сознания»? В этом пункте суждения Булгакова, на наш взгляд, выглядят слабее всего, так как он выставил в качестве необходимого и априорного факта нечто такое, что в себе самом является сложным социальным явлением, содержащим мышление, ощущение и переживание. Булгаков постулировал религию как общеобязательный и универсальный факт, но только для того, чтобы потом доказать ее общеобязательность и универсальность. Вырваться из тисков круга в данном случае просто нельзя.
Конструирование Булгаковым «критики религиозного разума» может быть названо методологической ширмой, призванной под строгостью кантовской гносеологии скрыть произвольные конструкции обновляемой Булгаковым теологии.
Все последующие звенья его рассуждений уже не были обременены необходимостью особых доказательств и вылились в описание религиозного сознания. Религия была определена как «опознание бога», «переживание связи с богом», связь человека с богом. Поэтому ее конститутивными чертами были названы «связь», «дуализм» и «полярность», «орган религии», с которым, по Булгакову, связана гносеологическая достоверность религии, «религиозное переживание», в основе которого лежит в свою очередь «встреча с божеством».
Далее Булгаков предпринял попытку своеобразного феноменологического описания структуры религиозного сознания и нашел, что «синтетическим религиозным суждением a priori» является «бог есть», а основной особенностью религиозного a priori — антиномичность (в силу антиномичности, полярности самой связи Бог — человек). В ряду категорий «чистого религиозного разума» вместе с категориями «имманентное» и «трансцендентное» были названы «молитва» как основная форма религиозного постижения, «вера», «тайна» как источник веры, «переживание трансцендентного в имманентном», «догмат», «откровение» и «миф». В способности к молитве, в молитвенной открытости беспредельным возможностям Булгаков усмотрел «специальный орган религиозного восприятия»: «…Религия есть непосредственное опознание Божества и живой связи с Ним, она возможна благодаря религиозной одаренности человека, существованию религиозного органа, воспринимающего божество и Его воздействие. Без такого органа было бы, конечно, невозможно то пышное и многоцветное развитие религии и религий, которое мы наблюдаем в истории человечества, а также и всё ее своеобразие» [2, с. 37].
Значение «трансцендентального введения» в религиозную философию состояло для Булгакова, во-первых, в том, чтобы методологически обосновать, «проверить» — перед тем как строить систему — основные понятия религии и религиозной философии, скоординировать их, установить взаимосвязи, иерархию. Кроме того, Булгаков попытался установить специфику собственно религиозного сознания, что свелось к выяснению традиционного вопроса о соотношении веры и знания, религии и философии, религии и науки. Все эти проблемы посредством своеобразно истолкованной кантовской гносеологии и других методов были, конечно, решены им в пользу религии.
Не удалось С.Н. Булгакову избавиться в своих последних трудах, и в частности в работе «Трагедия философии», от присутствия так нелюбимого им рационализма, а самое главное, от кантианства.
Вся предшествующая философия — полет Икара, считал С.Н. Булгаков. Однако сам же этот полет продолжил, попытавшись опереться на ее же крылья. И если он и сумел продвинуться вперед, то только благодаря этим крыльям.
С.Н. Булгаков любил мир и верил в Бога, который поможет людям преодолеть мгновенность и ничтожность их жизни. Кант тоже любил мир, но вовсе не считал жизнь человека убогой и верил, что человек вмещает в себе все, в том числе и Бога.
Список литературы
- Булгаков С.Н. Трагедия философии // Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. М.: Наука, 1993. Т. 1.
- Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.: Фолио, 2001.
- Зандер Л. Бог и мир. Соч.: В 2 т. Париж, 1948.
- Маркова Л. А. Наука и религия. СПб: Алетейя, 2000.
________________________________________________________________
Данная статья впервые была опубликована в сборнике «Аргументация и Интерпретации. Исследования по логике, истории философии и социальной философии» (2006):
Дьякова Н.М. Попытка расширить пределы Разума во имя Господа (С.Н. Булгаков и И. Кант)// Аргументация и Интерпретации. Исследования по логике, истории философии и социальной философии: Сб. науч.ст./ Под общ. Ред. В.Н. Брюшинкина. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006. С.165 – 172.