Георгий Донев. Трансцендентально-логическое обоснование феноменологизации мышления

Феноменологический подход Канта показывает гносеологическое становление существования объекта как априорную  конструктивную деятельность  мышления-сознания, которая не является аналитическим дедуктивным механизмом, определяющим интерпретацию существования как следствие метафизически субстанциализированного логического субъекта. Кант преодолевает  логическую субстанциализацию «существования», которое уже не может быть фундаментом мышления в системе критической метафизики. В этом  плане  можно сказать, что логический смысл существования, понимаемого как интерпретация сознания, определяется  необходимостью априорного синтеза мышления. Существование объекта сознания оказывается проявлением априорной истинности десубстанцилизированного сознания. Именно этим выражается теоретический акт  феноменологизации сознания.

Трансцендентальная философия Канта является логико-гносеологической  системой обоснования рациональной интуиции о существовании объекта мышления и познания  в системе критической метафизики. Кант исследует понятие   “существованияe”, создавая трансцендентальную логику, которая  феноменологизирует объект познания и порождает его содержание на базе априорного синтеза мышления. Таким образом он меняет систему отсчета философской рефлексии, показывая, что фундаментальным положением критической метафизики является не факт существования самого объекта, который логическим образом можно определить, а процесс его генезиса и его языковой экспликации в структуре трансцендентального сознания. Таким образом, смысл “ существования” определяется априорным синтезом, а предметом трансцендентального мышления становится феноменологическое понимание  гносеологического объекта. Кант эксплицирует трансцендентальный синтез в форме неклассической конструктивной логики, которая является основой для логического определения смысла существования объекта в трансцендентальной системе сознания. Трансцендентальная форма феноменологизации существования может быть показана посредством регулятивной деятельности “Разума”. Феноменологический подход Канта показывает гносеологическое становление существования объекта как априорную конструктивную деятельность мышления сознания, которая не является аналитическим дедуктивным механизмом, определяющим интерпретацию существования как следствие метафизически субстанциализированного логического субъекта. Таким образом, Кант преодолевает  логическую субстанциализацию  «существования», которое уже не может быть фундаментом мышления в системе критической метафизики.

В этом плане можно сказать, что логический смысл существования, понимаемого как интерпретация сознания, определяется необходимостью априорного синтеза мышления. Таким образом, существование объекта сознания оказывается проявлением априорной истинности десубстанцилизированного сознания. Именно этим  выражается  теоретический акт  феноменологизации сознания. Суть Кантовского вклада в философию состоит в том,  что  он определил априорную  синтетическую форму трансцендентального мышления и феноменологизацию  объекта существования. Логическая экспликация механизма синтетической деятельности является фундаментальной и априори определяет генезис смысла объекта трансцендентального сознания. Поэтому логические формы в понимании трансцендентальной логики выявляются в качестве синтетических функций мышления и детерминируют существование феномена   как объекта сознания, который таким образом должен быть априори логически непротиворечивым в структуре суждения.

Феноменологизирование сознания суть методологическая основа, на которой Кант дефинирует теоретическую возможность расширения корреспондентной теории истины. Трансцендентально-логическое мышление является процессом конструирования посредством неклассической логики существования феномена в априорной структуре опыта. В этом смысле существование гносеологического объекта всегда связано с трансцендентальным сознанием и невозможно допустить истинность существования сознания вне мышления.

Таким образом, можно сказать, что вклад Канта в развитие логики выражается в эвристичности постановки, которая эксплицирует релятивизацию существования трансцендентального объекта как предмета Разума на основе априорного синтеза мышления и преодолевает абсолютизацию существования “самого по себе”. Эвристика трансцендентальной логики означает, что она вводит необходимые условия для априорного преодоления противоречивости объектной абсолютизации существования. В регулятивной диалектике процесс становления познания выявляется как экспликация феноменологизированной формы существования, которое своей трансцендентально-логической формой ограничивает общелогическое описание объектности мышления. В регулятивной диалектике Кант устанавливает, что математические антиномии чистого Разума основываются на общелогической форме силлогизма и его некритической метафизической интерпретации. Поэтому Кант утверждает, что положения чистого Разума не теряют своего значения для процесса формирования познания, но они не могут быть определяющими для него в качестве аксиом. Данные положения могут рассматриваться как проблемы мышления, заданные чистым Разумом для трансцендентальной логики в том смысле, что необходимо установить и продолжать регресс в ряде данной обусловленной формы существования согласно полноте идеи Разума.

Согласно основным положениям трансцендентальной философии, эксплицированным в трансцендентальной аналитике, в рамках опыта является невозможным установить существование феномена, который мог бы быть абсолютно безусловным по отношению к априорной логической форме объектного мышления сознания. Безусловная форма существования является предметом Разума, поэтому метафизическая функция интерпретации существования в качестве объекта мышления не может быть принята для основного определяющего положения трансцендентального сознания и одновременно с этим не может быть  принципом мышления, который определял бы расширение области познания в системе общелогического описания существования вне рамок трансцендентального опыта. Регулятивный принцип Разума элиминирует абсолютную форму существования “самого по себе” и эксплицирует его феноменологизацию. Регулятивным принципом Кант показывает, что логическое установление объектного факта существования не может быть понято метафизическим образом. Регулятивный принцип является конструктивной формой мышления, на основе априорного синтеза рассудка он формирует относительно завершенное  понятие об объекте познания.

Относительность существования объекта означает, что его возникновение в структуре трансцендентального сознания детерминируется критерием истины трансцендентального синтеза мышления. Понятие Разума есть идея, поскольку в структуре трансцендентальной логики ее объект не может мыслиться в форме феноменологизированного существования. Регулятивная диалектика трансформирует понятие о существовании объекта  мышления чистого Разума посредством методологического правила для конструирования “существования” на основе бессубъектного логического синтеза и таким образом преодолевает абсолютизацию объекта существования в логической структуре некритической метафизики. Регулятивное правило выявляет логическую конструктивную деятельность, которая порождает феноменологизированную форму  существования трансцендентального сознания. В регулятивной диалектике Кант дает позитивное решение математических антиномий, но не в отношении существования объекта как онтического факта логического языка, как «вещь в себе», а относительно его онтологического генезиса как феномена трансцендентальной логики. В этом смысле понятие «существует объект» является эквивалентным феноменологической интерпретации априорного синтеза мышления.

Мир как предмет трансцендентальной иллюзии, которая порождается аналитическим пониманием обоснования существования в структуре классической логики силлогизма, рассматривается как «единое целое», которое существует «само по себе» вне трансцендентального синтеза. Таким образом, аналитически обоснованная форма существования детерминирует априори процесс синтеза мышления. Поэтому интерпретация существования может быть определена как ноуменон и на этой общелогической основе возникает необходимое формально-логическое противоречие, состоящее в том, что мир может быть определен двумя контрарными предикатами, а именно: «бесконечность» и «ограниченность».

В процессе преодоления антиномий, понятие «бесконечность» в его форме  потенциальной бесконечности эксплицирует феноменологическую форму  существования объекта и преодолевает общелогическую форму обоснования «существования» тезиса и антитезиса космологической проблемы. Кант разрешает антиномию классической метафизики, потому что понимает онтологию как феноменологию. Значением существования может быть только объект, который конструирован логико-гносеологической деятельностью трансцендентального мышления. Является невозможным выразить трансцендентальную форму существования критической метафизики в понимании мира как «вещь в себе», т. е. понимать «существование» как эквивалентно общелогическое обоснование объекта  сознания. Кант показывает, что классическая метафизика содержит фундаментальную онтичную форму существования, которую невозможно семантическим образом высказать в структуре логического языка. Поэтому Кант ставит и решает вопрос о метафизическом смысле существования и его интерпрета.

Следовательно, априорно-синтетическая Классическая метафизика обошла эту проблему, потому что она только логически дефинирует факт существования  априорного метафизического субъекта мышления. Критическая метафизика Канта показывает, что понятие существования не является фундаментальным фактом метафизического мышления. Критическая метафизика в форме трансцендентальной логики содержит те априорные условия, которые детерминируют допустимость возможной интерпретации сознания. Поэтому  «существование» есть функция синтеза трансцендентального сознания. Этим выражается и феноменологизация существования.

Таким образом, выясняется, что реализация абсолютного определения мира как объекта мышления является невозможной, так как критическая метафизика содержит трансцендентальную необходимость конструирования форм феноменологического существования. Следовательно априорно-синтетическая деятельность мышления эксплицирует онтологический смысл регулятивной диалектики. Кант исследует генезис объекта трансцендентального сознания как выявление априорного синтеза мышления. Поэтому мышление “бытия” как основание существования в структуре критической метафизики операционализируется Кантом посредством априорной формы логического синтеза. Существовать по Канту означает, что логический субъект, который является элементом априорного синтеза, имеет непротиворечивую интерпретацию. В этом смысле Кант формирует новое философское понимание существования, так как оно выявляется в качестве онтологических моделей интерпретирующих рациональную метафизическую интуицию только в структуре трансцендентального логического языка. В этом смысле Кант осуществляет феноменологическое расширение корреспондентной теории истины, потому что априорная структура трансцендентального языка конструирует существование феномена и детерминирует соответствие между порожденным мышлением  объектом и феноменом трансцендентального опыта. Кант дефинирует  понятие  существования трансцендентальным образом, потому что он релятивизирует выявление логического субъекта мышления посредством экспликации априорной синтетической структуры трансцендентальной апперцепции и способности воображения. Именно эти структуры трансцендентального сознания определяют синтетическое понимание логических форм трансцендентального мышления. По Канту логическая функция мышления означает априорно непротиворечивую необходимость подвести множество представлений под одно. В трансцендентальном смысле это означает эксплицирование единого синтетического генезиса феноменологического объекта сознания, который элиминирует существование “само по себе” и его метафизическую противоречивость. Объект мышления является противоречивым единственно тогда, когда он наделен логической функцией некритической метафизики, которая выражается тем, что априорный синтез оказывается абсолютно ограниченным аналитическим пониманием мышления.

Кантовская реконструкция некритического понимания понятия существования означает, что трансцендентальный язык априори элиминирует возможность  возникновения противоречия в логическом определении объекта философской рефлексии.  Объект существования понимается  на основе синтеза мышления, а не посредством его фундаментальной аналитичности. Поэтому априорный синтез  является фундаментальной дообъектной формой мышления и поэтому не может быть ограничен никаким объектом, который мог бы быть выражен в качестве логического субъекта суждения или классического силлогизма. В этом смысле априорный синтез является безусловным относительно объектности сознания.

Существование есть онтологический предикат сознания, так как на уровне трансцендентального языка  “существование объекта” означает, что выполнено априорное условие иметь смысл, а именно, что априори исключается возникновение противоречий. Трансцендентальная логика преодолевает противоречивость сознания посредством экспликации “бытия” как понятия критической метафизики, которое детерминирует генезис логического субъекта. В этом смысле в отличие от общей логики логический критерий существования  основывается на априорном синтезе трансцендентальной аперцепции и феномен не отождествляется с бескритичным обоснованием логического субъекта. Кант обосновывает фундаментальное положение феноменологизации существовония тем , что  трансцендентальная аперцепция не может логически  мыслиться  как абсолютный логический субъект, так как эта возможность оказывается противоречивой в паралогизмах чистого Разума. Поэтому априорный синтез трансцендентального мышления эксплицируется посредством логически открытого языка, который не допускает безусловного объекта в качестве интерпретации  существования. В этом смысле можно сказать, что семантическая открытость трансцендентального языка обосновывает возможность выявления объекта мышления на основе понятия “бесконечность”.

В структуре априорного синтеза понятие “бесконечность” получает трансцендентальную интерпретацию и выступает как потенциально непротиворечивый синтез, который конструирует феномен сознания. В системе трансцендентальной логики объект возникает из априорной формы мышления и познания. Логический субъект выступает как результат критической формы  мышления в смысле релятивного существования, которое преодолевает абсолютную форму существования “само по себе”. Создавая трансцендентальную  форму мышления, Кант осуществляет критику “чистого мышления”, которое  бескритично оперирует понятием “существование” в форме общей логики или классической логики, которая допускает субстанциализирование объекта сознания. Субстанциальное понимание существования по Канту заключается в том, что логический субъект суждения в рамках сознания детерминируется как генезис логического субъекта силлогизма,  как объект мышления чистого Разума. Согласно Канту мышление классической метафизики является вполне субъектным и это выражается семантически замкнутым языком. Из этого следует и интерпретативная  противоречивость общей логики и необходимость ее ограничений.

Таким способом Кант показывает, что “существование” не является элементарно – фундаментальным понятием, которое может быть логически выражено в мышлении непосредственным образом и одновременно с этим быть основой философской рефлексии. Кант обосновывает фундаментальное положение о том, что существование объекта мышления не является непосредственным языковым фактом. Интерпретация существования является феноменом  на основе  трансцендентального синтеза деятельности мышления. Существование объекта как “ вещи в себе “ вне априорного синтеза оказывается имманентно противоречивым и поэтому невозможно выразить его как языковой факт трансцендентального мышления. Логическое ограничение классической метафизики, которое осуществляет Кант, выражается в том, что применение законов общей логики допускается только в рамках трансцендентальной логики, так как трансцендентальное обоснование существования элиминирует априори  возможность возникновения противоречий на уровне его феноменологической интерпретации.

Таким образом, становится невозможным допустить существование объекта вне трансцендентального синтеза мышления. Это трансцендентальное требование исключает существование абсолютного объекта, потому что является невозможным его выражение в форме логического субъекта, так как он оказался бы  безусловным и противоречивым. Существование в рамках трансцендентального сознания детерминируется априорным синтезом способности воображения. Кант понимает способность воображения как спонтанность мышления, которая рационально выражается как безобъектный априорный синтез, который априори определяет непротиворечивость феномена. В этом смысле существование объекта  является априори заданным как элемент трансцендентального синтеза и таким образом  исключается возможность  понимать существование  как элемент анализа  априорного субстанциального объекта. По Канту, абсолютизация объектности сознания невозможна, потому что онтология, которая интерпретировала бы некритическую метафизику неизбежно будет противоречивой. Является невозможным выразить существование логического объекта мышления вне трансцендентального синтеза, потому что  оно релятивно эксплицируется только в структуре логического языка феноменологизированного сознания. Поэтому отождествление метафизической рациональности с объектным пониманием мышления фетишизирует философскую рефлексию и создает иллюзию  возможности непосредственной логической экспликации существования как факт метафизической интуиции. В рамках априорного синтеза существование получает феноменологическую интерпретацию. Поэтому в регулятивной диалектике  решение антиномий осуществляется посредством экспликации условий для существования феномена в логической структуре трансцендентального понимания бесконечности.

Основное регулятивное положение Разума в связи с решением первой  математической антиномии выражается в том, что мир как целое существует только в понятии, но никаким образом не может быть задан в созерцании. В мышлении понятие “мир как целое” имеет общелогическое описание и осмысливается посредством понятия актуальной бесконечности. Поэтому является невозможным получить непротиворечивый вывод о том, какова величина мира,  понимаемый как “вещь в себе”, исходя только из классической логической формы описания “существования”. Кант получает противоречивость понятия “существование” как следствие формулирования тезисов и антитезисов согласно законам некритического мышления классической логики. Величина мира должна рассматриваться логически согласно трансцендентальному понятию существования феномена на основе априорного синтеза, который эксплицирует критическую метафизическую интуицию существования. Поэтому Кант утверждает, что для  выяснения сущности трансцендентального понятия  “величина мира” необходимо сформулировать правило, определяющее эмпирический регресс в нем. Априорный синтез эксплицируется конструктивным неклассическим мышлением, которое априори запрещает определение абсолютной границы интерпретации существования в структуре трансцендентального опыта.

Из этого следует, что определение любого возможного объекта мышления  является относительным, потому что объект не может быть высказан как существующий логический субъект метафизического тезиса или антитезиса. Метафизичным является трансцендентальный генезис существования, а не его интерпретация в качестве непосредственного языкового факта. Кантовское решение космологических антиномий показывает, что логический субъект сознания выявляет непротиворечивость мышления посредством понимания существования феномена как интерпретации конструктивности трансцендентальной логики. Конструктивные правила регулятивной диалектики феноменологизируют существование на основе априорного синтеза продуктивной способности воображения и элиминируют субстанциализирование мышления в форме классического детерминизма объектного некритического метафизического мышления. Таким образом, посредством открытия фундаментальности неклассического логического языка и его феноменологической интерпретации Кант рационализирует метафизическую интуицию существования логического субъекта как феномен сознания.

Данная статья впервые была опубликована в сборнике «Кант между Западом и Востоком» (2005):

Донев, Георгий. Трансцендентально-логическое обоснование феноменологизации мышления// Кант между Западом и Востоком. К 200-летию со дня смерти и 280-летию со дня рождения Иммануила Канта: Труды международного семинара и международной конференции: В 2 ч./ Под ред. В.Н. Брюшинкина. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. Ч.II. C. 92 – 100.