ЛОГИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ — вид логики, учитывающий при определении логических форм характеристики рассматриваемых объектов и способа их познания.

Основателем ТЛ и создателем самого термина был И. Кант, изложивший основные положения ТЛ в “Критике чистого разума”. ТЛ возникла из осознания недостаточности аппарата современной Канту формальной логики для решения проблемы построения метафизики и теории познания. У Канта ТЛ – основное средство решения метафизических и эпистемологических проблем, критики теоретического разума и разоблачения его стремления выйти в теоретическом отношении за пределы возможного опыта.

В “Критике чистого разума” трансцендентальная логика понимается как наука систематически излагающая способы построения, организации, преобразования и приращения априорного знания: “Мы … устанавливаем идею науки о чистом, происходящем из рассудка и разума, знании, посредством которого предметы мыслятся вполне a priori. Такая наука, определяющая происхождение, объем и объективное значение подобных знаний, должна называться трансцендентальной логикой” (В 105). Формальная (общая в терминологии Канта) логика формулирует правила, относящиеся ко всем объектам (чистым и эмпирическим), Правила общей логики действительны и для чистого априорного знания, но они не учитывают его специфики. В силу важности чистого априорного знания для метафизики и эпистемологии необходима специальная логика, занимающаяся законами, специфичными для чистого априорного знания. В кантовской классификации логик, по мнению Дж. Тонелли, ТЛ занимает место частной логики для метафизики, т. е. науки, содержащей правила мышления о чистом априорном знании.

В «Критике чистого разума» ТЛ состоит из двух разделов: трансцендентальной аналитики и трансцендентальной диалектики. ТА есть “логика истины” и представляет собой теорию понятий (категорий) и суждений (основоположений чистого рассудка), которые описывают структуры чистого знания, его принципы и способы применения структур чистого знания к предметам опыта. Материал для построения новой – трансцендентальной – логики у Канта дает уже существующая и, по его мнению, завершенная наука чистого разума – общая логика, классификация суждений которой (с некоторыми модификациями, например, введением бесконечных суждений) используется в роли образца для формирования системы категорий. Трансцендентальная аналитика описывает систему категорий и условия применения их к предметам опыта. Трансцендентальная аналитика рассматривает чистые понятия как функции синтеза многообразия чистого априорного созерцания. Из этого вытекает их связь с априорными условиями опыта и невозможность их применения за пределами опыта. Вторая часть трансцендентальной аналитики – аналитика основоположений – содержит правила объективного (т. е. не выводящего за пределы возможного опыта) применения категорий. Основоположения являются описанием априорной структуры возможного опыта, с которой должно согласовываться любое эмпирическое суждение, претендующее на истину (например, закон физики или биологии).

Трансцендентальная диалектика есть логика трансцендентальной иллюзии, т. е. иллюзии необходимым образом возникающей в ходе деятельности разума. Такие иллюзии порождаются разумом, если его принципы, которые относятся только к понятиям рассудка, применяются непосредственно к предметам. Например, необходимость поиска условий для каждого обусловленного превращается в необходимость существования безусловного. Тогда возникают трансцендентные основоположения и трансцендентальные идеи, с необходимостью влекущие нас за пределы возможного опыта. Всего таких идей три: психологическая идея (душа), космологическая идея (мир), теологическая идея (Бог). Однако эти идеи, выводя разум за пределы опыта, порождают диалектические (т. е. ошибочные) умозаключения: трансцендентальные паралогизмы, антиномии космологической идеи и идеал чистого разума (В 398). Однако трансцендентальные идеи имеют и “превосходное” регулятивное применение как основания для синтеза понятий рассудка, приводящие к расширению и единству знания. В таком случае трансцендентальные идеи рассматриваются как эвристические принципы и могут плодотворно применяться в науке в виде принципов однородности, спецификации и сродства форм.

Трансцендентальная аналитика является каноном оценки эмпирического применения рассудка и способности суждения, трансцендентальная диалектика есть дисциплина чистого разума в его теоретическом применении.

После Канта трансцендентальная логика развивалась в немецком идеализме (Фихте, Гегель) как альтернатива формальной логике, включающая (в отличие от кантовского подхода) принципы, противоречащие принципам формальной логики (например, утверждение противоречия). В неокантианстве (марбургская школа) трансцендентальная логика развивалась в русле более близком к кантовскому замыслу. В ХХ веке Э. Гуссерль пытался развить ТЛ как учение о последних, глубочайших и универсальнейших принципах и нормах всей науки. В настоящее время в логике рассматриваются особенности рассуждений в ТЛ (трансцендентальной дедукции) и предпринимаются попытки интерпретировать ТЛ как вид логики взаимодействующий с аппаратом формальной логики при построении логических выводов.

Литература:

Кант И. Критика чистого разума. // Он же. Сочинения в 6-ти томах. Т. 3. М.: Мысль, 1964. Husserl E. Formale und transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft. // Gesammelte Schriften. Hrsg. von Elisabeth Stroeker. Bd. 7.Felix Meiner Verlag, Hamburg, 1992; Stulman-Laeisz, Reiner. Kants Logik: Eine Interpretation auf der Grundlage von Vorlesungen, veröffentlichten Werken und Nachlaß. Berlin, New York: Walter der Gruyter, 1976; Reich K. Die Vollstaendigkeit der Kantischen Urteilstafel. – 3 Aufl. Hamburg: Meiner, 1986; Baum Manfred. Deduktion und Beweis in Kants Transzendentalphilosophie: Untersuchungen zur “Kritik der reinen Vernunft”. Königstein/Ts.: Hain bei Etheneum, 1986; Kants transzendentale Deduktion und die Moeglichkeit von Transzendentalphilosophie. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1988; Tonelli G. Kant’s Critique of Pure Reason within the tradition of modern logic. A Commentary on its History. Hildesheim: Georg Olms Verlag, 1994; Bryushinkin V. The Interaction of Formal and Transcendental Logic.// Proceedings of the Eighth International Kant Congress. Memphis 1995. P. 553-566.