Н. А. Дмитриева «Вечный мир» И. Канта на рубеже веков и в период Первой мировой войны
Предвоенная Европа начала ХХ века переживала, как представлялось современникам, «золотой век надежности»: «Никто не верил в войны, в революции и перевороты. Все радикальное, все насильственное казалось уже невозможным в эру благоразумия» [1, с. 42]. Эта уверенность европейских интеллектуалов базировалась не только на поражающих воображение успехах науки и техники, но и на прочном, как хотелось надеяться, фундаменте европейской философии, центральное место в которой занимал в те годы немецкий критицизм.
Интерес к философии Канта, которым ознаменовалась последняя треть XIX в. в Германии, а затем и в других европейских странах, включая Россию, получил не только сугубо научное выражение в виде историко-филологических и систематических исследований, но и институциональное в виде неокантианских школ, журнала «Кант-Штудиен» (1896), а затем и Кантовского общества (1904). К началу ХХ в. имя кёнигсбергского философа было хорошо знакомо не только специалистам, но и широкой общественности, подтверждением чему может служить отмечавшееся в 1904 г. повсеместно в университетах и просветительских организациях столетие со дня смерти Канта. Ему предшествовал столетний юбилей кантовского трактата «К вечному миру». Этот «тихий и скромный», «большинством не замеченный», по словам неокантианца Франца Штаудингера, юбилей совпал с двадцатипятилетием объединения Германии. «То, к чему стремились лучшие представители немецкого народа последние сто лет, было нам дано в 1870 г.,1 даже если иначе, чем надеялось большинство. То, к чему всё более страстно стремятся лучшие представители всех народов последние сто лет, – царство культуры и мира – нам ярко представляет этот трактат», – пишет Штаудингер в одном из первых номеров «Kant-Studien» [2, S. 301], сопоставляя значение этих двух юбилеев.
Статья Штаудингера подводит своеобразный итог рецепции кантовского трактата и идеи «вечного мира» в XIX в. На примере двух юбилейных текстов – берлинского профессора теологии Отто Пфляйдерера [3] и бернского профессора философии Людвига Штайна [4] – Штаудингер показывает две характерные тенденции в интерпретации, сложившиеся в немецкой философской традиции к началу XX в.2 : Пфляйдерер, представляющий первую тенденцию, готов принести идею мира в жертву национальной идее, ибо, как передает его мысль Штаудингер, «вечный мир, согласно учителю христианства, утопическая идея» [2, S. 302]. Главным аргументом такой позиции является убеждение, что государства никогда не захотят отказаться от самостоятельности и свободного самоопределения в пользу некой «универсальной монархии» или «союза народов»: «… это было бы безответственным легкомыслием, если бы мы сохранение мира стали ожидать от ареопага народов, а не от нашей готовности к войне» [2, S. 303], – передает аргументацию Пфляйдерера Штаудингер. В период Первой мировой войны Пфляйдерер объявит пацифизм «грехом против Святого Духа», а Святой Дух отождествит с «духом народа» [8, S. 447]…
Штайн как представитель второй тенденции, наоборот, видит в «вечном мире завершение (Vollendung) национальной идеи», поскольку, вечный мир, «согласно учителю гуманности [так называет Штаудингер профессора философии. – Н.Д.], это оправданный, даже обязательный идеал» [2, S. 302]. В качестве аргумента в пользу своей позиции Штайн ссылается на исторические условия: «распространяющееся просвещение, всё большая разорительность войны и развивающиеся торговые интересы» [2, S. 306]. Сам Штаудингер занимает позицию, близкую Л. Штайну, уточняя: «… Кровавая война как в жизни народов, так и в жизни индивидов будет постепенно исчезать, но останется в обоих случаях мирное соревнование со всё более равным оружием» [2, S. 311].
Инициативы о разоружении (24 августа 1898 г.) и о созыве (29 августа 1898 г.) мирной конференции в Гааге (1899), с которыми выступил молодой российский император Николай II, Штайн приветствовал статьей «Кант и царь», где назвал Николая невольным исполнителем кантовского текста о мире [9]. Как сообщает Г. Хёрес, обе свои работы Штайн переслал царю в Россию – и получил в ответ сердечную благодарность [10, S. 568-569]. Надо отметить, что в связи с инициативами российского императора публично рассуждали о кантовском трактате «К вечному миру» уже не только профессора, но и журналисты, на что указывает Ханс Файхингер, главный редактор и автор редакционного сообщения в «Кант-Штудиен»3. В этом сообщении он подробно цитирует статью «Мирный манифест сто лет назад» из газеты «Заале-Цайтунг» от 4 сентября 1898 г., не называя, однако, ее автора4 : «Кант не был ни в малейшей степени мечтателем или утопистом <…>. Но он был энтузиастом, им целиком владела мысль, согласно которой право и справедливость должны составлять единственно истинное и потому только постоянное основание как внутренней, так и внешней жизни народов. Он не постоянно указывал на эту цель и требовал ее реализации, несмотря на то или именно потому что он прекрасно осознавал, что мы хотя и постоянно приближаемся к этой цели, но никогда не сможем достичь ее окончательно. Однако из идеи справедливости с необходимостью проистекает и идея вечного мира» [12, S. 258]. Вместе с тем Файхингер, комментируя эту статью, с одобрением отмечает, что Кант признавал этическое и даже педагогическое значение войны, а также готовности к войне: «Едва ли кто иной высказался в этом отношении лучше, чем Кант» [12, S. 257].
В чем причина столь разных интерпретаций одного и того же концепта? Как ни странно, сам Кант дал основание для подобных расхождений. Дело в том, что впервые публично идею «вечного мира» Кант неявно сформулировал еще в трактате 1784 г., где, с одной стороны, указывал на «неустранимый антагонизм», имеющийся от природы между отдельными людьми, сообществами и государственными организмами, и на неизбежно возникающие из-за этого войны и бедствия, с другой же – требовал установления «законосообразных внешних отношений между государствами» [13, с. 101], т. е. настаивал на необходимости «выйти из не знающего законов состояния дикости и вступить в союз народов, где [любое], даже самое малое государство могло бы ожидать своей безопасности и прав не от собственной мощи <…>, но исключительно от такого великого союза народов» [13, с. 103]. Вместе с тем Кант предупреждал, что нельзя верить в «слишком близкое […] осуществление» этой идеи – ее реализация требует длительных усилий не одного и даже не нескольких поколений, а всего человеческого рода [13, с. 107-109]. Кроме того, в «Критике способности суждения» (1790) Кант при анализе понятия возвышенного прямо указывает на войну в качестве примера: «Даже война, если она ведется правильно и со строгим соблюдением гражданских прав, содержит в себе нечто возвышенное и в то же время делает образ мыслей народа, который так и ведет войну, тем более возвышенным, чем большим опасностям он подвергался, сумев мужественно устоять перед ними; и, напротив, – прибавляет Кант, – продолжительный мир обычно делает господствующим один лишь торгашеский дух, а вместе с ним низменное своекорыстие, трусость и изнеженность и снижает образ мыслей народа» [14, c. 299]. Однако этот пример у Канта имеет только дескриптивно-эмпирическое, а не нормативное значение, как это представлялось Файхингеру: именно эту цитату он привел для подтверждения своих слов об этическом и педагогическом значении войны. Канту же было совершенно ясно, что «торгашеский дух» расцветает как раз тогда, когда «государства, – как он пишет в “Идее всеобщей истории…”, – расходуют все свои силы на достижение тщеславных и насильственных завоевательных целей и таким образом постоянно сдерживают медленные усилия своих граждан по внутреннему воспитанию образа мыслей, лишая их даже всякой поддержки относительно этого намерения» [13, с. 109]. У Канта здесь идет речь о воспитании подлинного морально-доброго образа мыслей, а не только и не столько о культивированности и цивилизованности. Выход из бедственного состояния войны или даже только постоянной готовности к ней, согласно Канту, неизбежен [13, с. 107]. В заключение трактата «К вечному миру» Кант настаивает, что «вечный мир <…> есть не пустая идея, а задача, которая постепенно разрешается и <…> становится все ближе к осуществлению» [15, с. 477]. Кант настолько был уверен в осуществимости этой идеи, что в своем трактате последовательно формулировал предварительные и окончательные статьи договора о вечном мире между государствами, а также гарантии этого договора и его философские принципы. И Штаудингер, анализируя современное ему состояние государств, полагал, что кантовские предварительные статьи следует признать уже реализованными. Что же касается окончательных статей, требующих от государств республиканского правления, федерализма и гостеприимства в качестве права всемирного гражданства, то работа государств в этом направлении представлялась Штаудингеру еще далекой от завершения. Кроме того, насущнейшей проблемой современности ему виделось решение двух вопросов, изложенных Кантом в приложениях к трактату: «признание морали <…> в политике и свободы выражения мнения» [2, S. 311].
С началом Первой мировой войны Кант c его идеей «вечного мира» оказался для очень многих деятелей науки и культуры Германии референтной фигурой [16] в их размышлениях о войне и мире5. Отношение к этой идее хотя и сохранило в общих чертах указанные тенденции, однако существенно поляризовалось. Те, кто изначально занимал милитаристские позиции, больше не стеснялись в выражениях. Так, например, социолог и экономист Вернер Зомбарт в своей книге «Торговцы и герои. Патриотические размышления» утверждал, что среди немцев, сплошь воинственно настроенных, «старый Кант, <…> скорбящий о смерти Лампе, помятый и раздраженный рантье», составляет «единственное, печальное исключение» [19, S. 93]. Тем же, кто до войны пытался, как Файхингер, соединить в своей интерпретации обе версии или явно пропагандировал, как Штайн, пацифистскую трактовку, пришлось делать выбор – и в подавляющем большинстве случаев он оказался в пользу милитаризма. Оправдывая политику собственного правительства, «милитаристы» обращались преимущественно к тем фрагментам кантовских сочинений, где Кант указывает на «естественные побудительные мотивы» [13, с. 95] конфликтов и между отдельными людьми, и между народами, на трудность достижения справедливого состояния как внутри государств, так и между ними и, конечно, на этико-эстетическое («возвышенное») содержание войны.
Так, главные представители марбургского неокантианства Герман Коген и Пауль Наторп до войны были известны тем, что в своих этических построениях всегда ориентировались на кантовскую идею о «вечном мире». Однако с началом войны и тот, и другой заняли отчетливо милитаристскую позицию. 14 октября 1914 г. в Берлинском отделении Кантовского общества Коген выступил с докладом «Об особенности немецкого духа», который с уточнениями и дополнениями был опубликован в том же году отдельной брошюрой в серии «Философские доклады Кантовского общества» [20]. В декабре 1914 г. в рождественском сборнике вышло обращение Когена к «академической молодежи на фронте» под названием «О вечном мире» [21]. 1915 год ознаменовался публикацией небольшой книги Когена под названием «Германство и еврейство в основополагающих размышлениях о государстве и интернационализме» [22], о которой русский философ С.Л. Франк в своем обзоре немецкой военной литературы отозвался следующим образом: «Националистически заостряя одну из своих давнишних заветных мыслей – о тождестве ветхозаветно-пророческой религии с этическим рационализмом протестантства и в особенности кантианства, – он [т. е. Коген. – Н.Д.] выступает теперь с утверждением, что протестантская Германия есть единственная в Европе носительница этического идеала <…> Коген теперь забыл, что его отделяла целая пропасть от господствующего в Германии общественно-политического мировоззрения, он забыл о всей немецкой Machtpolitik, о далеко не кантовском отношении руководящих кругов Германии к праву и с изумительной наивностью, которая почти трогательна, грезит о том, что нынешняя война есть для Германии лишь средство к достижению Кантова “вечного мира”» [23, с. 24].
Франк довольно точно передал содержание книги Когена [10, S. 229-232, 530-531]. Не только в ней, но во всех упомянутых сочинениях Коген проводил мысль о том, что «вечный мир» – лишь идея, бесконечная задача как «для всякого нравственного устремления (Zweck) рода человеческого, так и для отдельного человека». Он подчеркивал необходимость отличать «этическое значение идеи от всякой действительности природы и всякого исторического опыта» [21, S. 314]. А действительность, по мнению Когена, такова, что немецкие солдаты в период войны вносят свой вклад в осуществление этой идеи, потому что ведут справедливую войну, которую следует понимать как «необходимую оборону против навязанной нашему существованию и нашей чести войны» [21, S. 318], и тем самым подготавливают создание союза государств, в котором главную роль должна сыграть не республиканская Франция (как у Канта), а Германия [22, S. 541]. Победив, именно Германия «проложит дорогу справедливости и миру между народами» [24, S. 310].
Иронизируя над такой интерпретацией кантовских размышлений о войне и мире и высмеивая название обращения к воюющему студенчеству, Георг Фридрих Николаи в своей книге «Биология войны»6 писал: «Один знаменитый немецкий философ недавно в одном военном докладе пришел к выводу <…>, что только хороший кантианец может быть хорошим солдатом. <…> Этот самый немецкий философ – Герман Коген – опубликовал в одном сборнике с Чемберленом7 статью, которую, очевидно, следует считать параллелью к проповеди мира его великого учителя. Однако если Кант страстно стремился “к вечному миру” <“zum ewigen Frieden”>, то ученик в торжественном угаре идет теперь уже назад “от вечного мира” <“vom ewigen Frieden”>» [26, S. 381-382]8.
Пауль Наторп, который задолго до войны стал членом пацифистского «Союза за международное взаимопонимание», а с 1912 г. даже вошел в его правление, где оставался и во время войны, с началом войны публично выступил в одном ключе с Когеном. Он пытался найти теоретическое объяснение войне, в связи с чем подчеркивал, что войну вести можно, но только «ради мира, ради обеспечения мирного труда» [27, S. 38]. Кантовская же идея «вечного мира», согласно Наторпу, – идея «регулятивная», иными словами – только «вечная задача». Международное правовое состояние, которое должно обеспечить вечный мир, Наторп считает лишь идеалом далекого будущего. Опираясь на кантовскую мысль о «естественных побудительных мотивах <…>, откуда проистекает так много бедствий, но которые вновь побуждают человека к новому напряжению сил, а следовательно, ко все большему развитию природных задатков» [13, S. 95], а также на гегелевскую концепцию трехступенчатого развития и применяя ее для анализа состояния народной жизни, Наторп приходит даже к философскому обоснованию необходимости войны для развития из отдельных народов «подлинного человечества» как условия «настоящего мира». Неизбежность международных конфликтов, полагает Наторп, – в объективном различии, существующим между уровнями развития отдельных народов. В своем оправдании войны Наторп по сути объявляет ее настолько же неизбежным злом («необходимой обороной»), насколько воспитывающей и творческой силой [10, S. 531-534]. Наторп считает, что «научный пацифизм» в своей ориентации на идеал «вечного мира», безусловно, прав, но заблуждается, полагая, что мира можно добиться приведением «убедительных научных доказательств». Наторп утверждает, что «волю к насилию можно сломать только насилием» [28, S. 42]. Научный же пацифизм «не осознает условий возможного осуществления идеала, верного самого по себе» [29, S. 98]. Научному пацифизму Наторп противопоставляет «органический пацифизм». Его суть – во внутренней демократизации и этизации народной жизни как необходимых условиях для возникновения и функционирования международных организаций. Таким образом, Наторп несколько упрощает и переворачивает тезис Канта, согласно которому «проблема установления совершенного гражданского устройства зависит от проблемы законосообразных внешних связей между государствами и не может быть решена без решения последней» [13, с. 101], [30, c. 111].
С радикально милитаристских позиций в самом начале войны выступил феноменолог и автор этики ценностей Мах Шелер. В своей книге «Гений войны и Германская война», первая часть которой («Гений войны») была написала уже в первой половине ноября 1914 г. и вышла в том же году в журнале «Нойе Рундшау», он отклоняет кантовский концепт «вечного мира» и воспевает язык оружия: «… война имеет витальную основу и посредством нее также и основу в человеческой природе, которая не имеет ничего общего со стремлением к поиску пропитания». Эта основа – «истинно сильная воля к власти и господству», чья «витальная и волевая активность», т. е. переживание войны – «совершенно спонтанный и изначальный движущий принцип» [31, S. 17]. Шелер проходится по некоторым положениям кантовского трактата, критикуя его за «морально-юридический пацифизм» [31, S. 24, 88] и солидаризируясь в своем восхвалении войны с авторами милитаристских сочинений, включая и такую одиозную фигуру, как антисемит Х. фон Трейчке. Кантовскую идею «вечного мира» Шелер трактует, подобно Наторпу, как «регулятивную» и готов принять ее только в качестве «ядра христианской идеи о единственном, всеохватывающем, католическом царстве Бога и любви» [31, S. 79].
В Германии 1914 – 1915 гг., впрочем, как и в других воющих странах Европы, нашлось немного интеллектуалов, публично выступивших с радикально пацифистских позиций вообще и против «злоупотребления Кантом» [26, S. 383] в частности. Одним из тех, кто нашел в себе смелость вступиться за Канта, оказался ученик баденского неокантианца Генриха Риккерта Хельмут Фалькенфельд. Ушедший добровольцем на фронт, чтобы, как он сам говорил, сражаться «не за Германию, а против следующей войны» [32]9, Фалькенфельд осенью 1914 г. написал своим коллегам в журнал «Логос» письмо, опубликованное ими анонимно, в котором он признавался, что «третья Кантова антиномия [ему] важнее, чем вся эта мировая война, и что война относится к философии так же, как чувственность к разуму» [33]. В начале 1916 г. Фалькенфельд публикует в «Логосе» рецензию на книгу М. Шелера «Гений войны…» (1915) [34]. Молодой неокантианец-канонир написал эту рецензию в окопах французского департамента Эна, имея в своем ранце, кроме книги Шелера, две книги Канта. Но среди них не было трактата «К вечному миру». В своей рецензии Фалькенфельд выступает в защиту критицизма и трансцендентального метода, но не в защиту идеи «вечного мира». Он довольно подробно разбирает основные идеи первой – философской – части шелеровской книги, посвященной истокам и смыслу войны, второй же части касается лишь в самом начале и конце рецензии, отмечая ее «в лучшем смысле журналистские» [34, S. 93] качества и признавая ее «чрезвычайную ценность», поскольку она показывает «не просто философские амбиции», которые у Шелера, с точки зрения Фалькенфельда, несостоятельны, «но политические и национальные, которые, – сообщает автор, – каждый из нас [т. е. фронтовиков. – Н.Д.] будет приветствовать с огромной радостью», потому что «в наше время не может быть написано достаточно книг, которые позволяют отчетливо осознать справедливость и нравственную ценность нашей германской войны» [34, S. 100]. Относительно же первой части книги Фалькенфельд высказывается весьма критически. Он категорически отвергает используемый Шелером романтически-ницшеанский подход, согласно которому «человечески великое» выводится из «глубин органической жизни» и одновременно – из «духа», понятие которого отождествляет с понятием власти [34, S. 94-95], [31, S. 14-15]. Он пишет, что Шелер поет свой «метафизический гимн войне <…> в двух истинно романтических ключах: во-первых, в негативном, поскольку он отклоняет “рациональные объяснения” войны, во-вторых, [в позитивном], поскольку перед судом метафизики он оправдывает войну как “иррациональное переживание”» [34, S. 96]. Фалькенфельд признает справедливость критики Шелером пацифизма, адепты которого пытаются рационально объяснить причины войны, сводя их все к пользе или к цели. Но, как подчеркивает автор рецензии, правоту Шелера по отношению к пацифизму следует признать только в этом, поскольку ставшее модным «волшебное слово “иррационально”» еще не обозначает «метафизической или даже этической ценности войны <…>. Рассматривать войну как иррациональное историческое явление, конечно, совершенно верно с точки зрения историка, – это, без всякого сомнения, возвышенное бытийственное суждение, но разве всё, что есть, уже хорошо?» [34, S. 97]. Здесь Фалькенфельд выступает с позиций баденского неокантианства с его строгим различением бытия и долженствования, подчеркивая, что критицизм (в понимании неокантианца-баденца) не тождественен рационализму: иррациональность для трансцендентального философа не «познанная ценность, а бытие» и составляет «лишь основание философии, а не ее конец, как у Бергсона» [34, S. 97]. Как замечает Фалькенфельд, остается совершенно неясным, какое метафизическое значение Шелер приписывает войне, – прояснить этот вопрос можно только средствами критицизма. Фалькенберг вступается за Канта и в связи с нападками на его трактат «К вечному миру», однако эта защита выглядит более чем сомнительной. Фалькенфельд утверждает, что этот текст «написан Кантом не на высоте его духа» и потому нельзя рассматривать его «как программу трансцендентальной философии»: Кант «исследует не смысл войны, что составляет задачу философа, и даже не бытие войны, как это делает Шелер, а исходит несколько пуристически из разрушительных влияний войны и дает советы в интересах человеческого благополучия, как ее избежать» [34, S. 98]. Не удивительно поэтому, что в 1916 г. Фалькенфельд предложит собственную философию войны [35], которая окажет влияние на М. Хайдеггера: впечатления войны – «музыка битвы» – привели философа-солдата с позиций строгой трансцендентальной философии к ее модификации в духе философии жизни. Война для Фалькенфельда теперь не мыслимое, а переживаемое. Переживание же означает существование, «подвергнутость [внешнему] миру», что Хайдеггер позднее назовет «заброшенностью» [36] …
Гораздо более фундированной и философски квалифицированной оказалась защита кантовской идеи «вечного мира» берлинским врачом и физиологом Г.Ф. Николаи в его знаменитой пацифистской книге «Биология войны», написанной в течение 1915 г. и опубликованной в Швейцарии в 1917 г. Он иронизирует как над теми, кто использует Канта для оправдания своего милитаристского воодушевления, так и над теми, кто «с первым же грохотом пушек переориентировался» и из защитников мира превратился в страстных пропагандистов войны. Неназванному оппоненту – возможно, Фалькенфельду – Николаи сообщает, что «мирный манифест [Канта. – Н.Д.] <…> возник не по случайному капризу, а логично вырос из всего его учения о морали» [26, S. 384]. Из своих многочисленных оппонентов Николаи называет по имени только Г. Когена и М. Шелера. О Когене было сказано выше. Шелеру Николаи посвящает более подробную критику. Так, приведя статистику ведения войн в XIX в. республиками и монархиями [26, S. 382-382], Николаи опровергает утверждение Шелера, будто Первая окончательная статья мирного договора в кантовском трактате, согласно которой «гражданское устройство в каждом государстве должно быть республиканским», потому что только такое политическое устройство, согласно Канту, «открывает перспективу <…> вечного мира» [15, с. 377], исторически нерелевантна [31, S. 23]. Дальнейшие сожаления Шелера о том, что «пруссак Кант» не смог понять органичности постоянных армий в составе государства [31, S. 24-25]10, противоречат, как показывает Николаи, кантовскому категорическому императиву во всех его формулировках. Особенно подробно Николаи рассматривает излюбленную цитату всех «милитаристов» из «Критики способности суждения» о войне как возвышенном – к этой цитате обращается и Шелер. Николаи объясняет появление этого кантовского высказывания тем, что в 1790 г. война представлялась Канту «частью природы», а природа – это «предмет негативного удовольствия» [26, S. 384-385; 14, с. 255]. Однако не сама природа возвышенна – как таковая она только «предмет, вообще-то лишенный формы и целесообразности» [14, с. 343], поясняет Николаи, цитируя Канта, а «мы, люди, именно благодаря противоположности природе возбуждаемся к возвышенным мыслям», что Кант называет негативным удовольствием. Причем это происходит только тогда, когда мы «сами находимся в безопасности». Таким образом, уже в 1790 г. в «Критике способности суждения», делает вывод Николаи, Кант осмысливает «освобождение от войны, но еще не преодоление ее». Здесь же в сноске Николаи замечает, что Шелер в своей цитате «забыл» одно важное слово: «даже»: «Даже война <…> содержит в себе нечто возвышенное» (курсив Николаи. – Н.Д.)… «В любом случае: Кант – или война. Примирение невозможно» [26, S. 385], – подытоживает Николаи.
Возникает вопрос: откуда у врача такое хорошее знание кантовского текста, отнюдь не предназначенного для широкой публики? Возможно, сказались разносторонние интересы и широкая эрудированность этого неординарного человека. Или же за этими полутора страницами, написанными в защиту Канта, стоял его друг, русский неокантианец, толстовец Отто(н) Петрович Бук, происходивший из немецкой семьи, осевшей во второй половине XIX в. в Петербурге [18, c. 144-147]. В пользу последней версии говорят три факта. Во-первых, в октябре 1915 г. Николаи обратился к Шелеру с просьбой назвать источник использованной им кантовской цитаты о войне и возвышенном [37]. Значит, к этому времени Николаи был не очень хорошо знаком с кантовскими текстами. Во-вторых, именно Бук был редактором вышедшего в 1914 г. тома «Критики способности суждения» из собрания сочинений Канта, издаваемого Э. Кассирером в сотрудничестве с другими неокантианцами Марбургской школы [38]. Соответственно, Бук прекрасно знал текст третьей «Критики». И, наконец, в своей аргументации Николаи использует мысль, изложенную Буком в статье о Толстом. «Путь и цель могут быть только едины» [39, S. 539], – пишет там Бук, и поясняет: «Братоубийство» — это «средство насилия», которое может вести только к «укреплению и увековечиванию рабства» [39, S. 540]. «Оружием никогда не достичь идеального добра (ideeles Gut)» [26, S. 383], – вторит ему Николаи в своей «Биологии войны»…
В октябре 1914 г., Бук и Николаи при участии Альберта Эйнштейна в ответ на шовинистское «Воззвание к культурному человечеству» немецких интеллектуалов [40, c. 10-12] составили антивоенное «Воззвание к европейцам» [41, c. 14-16]. Поддержать его нашел в себе смелость только один ученый и общественный деятель – астроном Вильгельм Фёрстер. Осенью 1914 г., то есть в самый разгар милитаристской пропаганды и шовинистской истерии, авторы антивоенного «Воззвания…» хотели донести до немецкой – и остальной – европейской общественности, что, во-первых, «образованные люди всех государств [должны] использова[ть] свой авторитет для того, чтобы <…> условия мира не стали источником будущих войн» [41, c. 15]. Здесь они неявно цитировали Первую предварительную статью мирного договора из кантовского трактата. Во-вторых, писали авторы «Воззвания к европейцам», «факт превращения этой войной всех европейских взаимоотношений в состояние известной текучести и неустойчивости [должен] бы[ть] использован в целях образования из Европы органического целого» [41, c. 15] и создания «союза европейцев» [41, c. 16], что косвенно отсылало читателя ко Второй окончательной статье кантовского договора, которая устанавливала основания международного права и прямо указывала на необходимость создания «мирного союза», федерации свободных государств [15, с. 385]. В отличие от большинства кантовских критиков, авторы-пацифисты были убеждены, что «технические и интеллектуальные предпосылки для этого налицо» [41, c. 15].
Этими текстами, разумеется, не исчерпывается рецепция кантовской идеи «вечного мира» до и в период Первой мировой войны, однако они достаточно репрезентативны, демонстрируя основные линии интерпретации и критики этой идеи, а также наиболее популярный набор аргументов в ее защиту. В заключение хотелось бы отметить, что ближе к концу войны и в особенности по ее завершении, сопровождавшимся отрезвлением многих умов и попытками разобраться в состоявшейся словесной войне, кантовская мысль о мире обрела новое очарование и новых поклонников. И хотя это обстоятельство не могло предотвратить страшные военные катастрофы ХХ в., оно все же подспудно способствовало осознанию возможности идти путем мирного сосуществования и появлению миротворческих международных институтов.
Литература
- Цвейг С. Вчерашний мир. (Пер. с нем.) / Предисл. Д. Затонского; вступ. статья К. Федина. М., 1991.
- Staudinger F. Kants Traktat: Zum ewigen Frieden. Ein Jubiläums-Epilog // Kant-Studien. – 1896/1897. – Bd. 1. – H. 3. – S. 301-314.
- Pfleiderer O. Die Idee des ewigen Friedens. Rede am 3. August 1895 in der Aula der Königlichen Friedrich-Wilhelms-Universität zu Berlin. Berlin: J. Becker, 1895. 20 S. URL: http://edoc.hu-berlin.de/ebind/hdok/h27_pfleiderer_1895/XML/index.xml (дата обращения: 26.07.2014).
- Stein L. Das Ideal des «ewigen Friedens» und die soziale Frage. Zwei Vorträge. Berlin: G. Reimer, 1896. 65 S.
- Белов В.Н. Предисловие // Европейская философия в контексте современности / Под ред. В.Н. Белова. Саратов: Научная книга, 2006. С. 7-8.
- Мори М. Мир и федерализм у Канта // Европейская философия в контексте современности / Под ред. В.Н. Белова. Саратов: Научная книга, 2006. С. 11-41.
- Штольценберг Ю. Терроризм, война и мир. Пер. с англ. О. Вышегородцевой // Скепсис. Научно-просветительский журнал. – 2008. – № 5. – С. 132–137.
- Cavallar G. Pax Kantiana: systematisch-historische Untersuchung des Entwurfs «Zum ewigen Frieden» (1795) von Immanuel Kant. Wien: Böhlau, 1992.
- Stein L. Kant und der Zar // Die Zukunft. 1898. Bd. 25. S. 106–112.
- Hoeres P. Krieg der Philosophen. Die deutsche und die britische Philosophie im Ersten Weltkrieg. Paderborn; München; Wien; Zürich: F. Schöningh, 2004.
- Simon G. Chronologie Vaihinger, Hans (= Johannes). URL: http://homepages.uni-tuebingen.de/gerd.simon/chrvai.pdf (дата обращения: 25.07.2014).
- [Vaihinger H.] Kants Schrift: Zum ewigen Frieden und der Russische Abrüstungsvorschlag // Kant-Studien. 1898/1899. Bd. 3. H. 2. S. 256-258.
- Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1: Трактаты и статьи (1784 – 1796). Под ред. Н.В. Мотрошиловой и Б. Тушлинга. М., 1994. С. 79-123.
- Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 4: Критика способности суждения. Первое введение в «Критику способности суждения». Под ред. Н.В. Мотрошиловой, Т.Б. Длугач, Б. Тушлинга и У. Фогеля. М.: Наука, 2001. С. 69-833.
- Кант И. К вечному миру // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1: Трактаты и статьи (1784 – 1796). Под ред. Н.В. Мотрошиловой и Б. Тушлинга. М., 1994. С. 355-477.
- Hoeres G. Kants Friedensidee in der deutschen Kriegsphilosophie des Ersten Weltkrieges // Kant-Studien. 2002. Bd. 93. S. 84–112.
- Дмитриев А.Н. Мобилизация интеллекта: международное научное сообщество и Первая мировая война // Интеллигенция в истории: Образованный человек в социальных представлениях и действительности. М.: ИВИ РАН, 2001. С. 296–335.
- Дмитриева Н.А. Философия как наука и мировоззрение: к вопросу о пацифизме в немецком и русском неокантианстве // Логос. Философско-литературный журнал. 2013. № 2 (92). С. 138-154.
- Sombart W. Händler und Helden. Patriotische Besinnungen. München; Leipzig, 1915. URL: https://archive.org/details/hndlerundhelde00sombuoft (дата обращения: 25.07.2014)
- Cohen H. Über das Eigentümliche des deutschen Geistes // Cohen H. Werke. Bd. 16: Kleinere Schriften V. Hrsg. von H. Wiedebach. Hildesheim; Zürich; New York: G. Olms, 1997. S. 237-297.
- Cohen H. Vom ewigen Frieden // Cohen H. Werke. Bd. 16: Kleinere Schriften V. Hrsg. von H. Wiedebach. Hildesheim; Zürich; New York: G. Olms, 1997. S. 311-318.
- Cohen H. Deutschtum und Judentum mit Grundlegenden Betrachtungen über Staat und Internationalismus // Cohen H. Werke. Bd. 16: Kleinere Schriften V. Hrsg. von H. Wiedebach. Hildesheim; Zürich; New York: G. Olms, 1997. S. 465-560.
- Франк С.Л. Мобилизация мысли в Германии // Русская мысль. 1916. Кн. IX. Отд. 3: Литература и искусство. С. 20-27.
- Cohen H. «Du sollst nicht einhergehen als ein Verläumder». Appell an die Juden Amerikas // Cohen H. Werke. Bd. 16: Kleinere Schriften V. Hrsg. von H. Wiedebach. Hildesheim; Zürich; New York: G. Olms, 1997. S. 299-310.
- Deutsche Weihnacht. Eine Liebesgabe deutscher Hochschüler. Berlin, 1914.
- Nicolai G.F. Die Biologie des Krieges. Betrachtungen eines Naturforschers den Deutschen zur Besinnung. In 2 Bd. 2. Aufl. Bd. 1. Zürich: Art. Institut Orell Füssli, 1919.
- Natorp P. Die große Stunde – was sie der Jugend kündet // Natorp P. Der Tag des Deutschen. Vier Kriegsaussätze. Hagen: O. Rippel, 1915. S. 34-55.
- Natorp P. «Wissenschftlicher Pazifismus» // Der deutsche Wille des Kunstwarts. 1915. 1. Jg., Nr. 29 (2). S. 41-46.
- Natorp P. Geschichtsphilosophische Grundlegung für das Verständnis unserer Zeit // Der deutsche Wille des Kunstwarts. 1915. 1. Jg., Nr. 29 (3). S. 98-102.
- Кант И. Спор факультетов // Кант И. Собрание сочинений в 8 т. / Под общ. ред. А.В. Гулыги. Т. 7. М.: Чоро, 1994. С. 57-136.
- Scheler M. Der Genius des Krieges und der deutsche Krieg // Scheler M. Gesammelte Werke. Bd. 4: Politisch-Pädagogische Schriften. Hrsg. von M.S. Frings. Bern; München: Francke, 1982. S. 7-250.
- P.A. Hellmuth Falkenberg [Nachruf] // Aufbau. New York. 1954, November 12. S. 7.
- [Falkenfeld H.] Aus dem Feldpostbrief eines kriegsfreiwilligen Kanoniers und Studenten der Philosophie // Logos. 1914. Bd. V. H. 2. S. 220.
- Falkenfeld H. Schelers Genius des Krieges und der deutsche Krieg // Logos. 1916. Bd. VI. H. 1. S. 93-100.
- Falkenfeld H. Die Musik der Schlachten. Aufsätze zur Philosophie des Krieges. Berlin: Paul Cassirer, 1918.
- Schnepf R. Metaphysik und Kriegserlebnis. Martin Heidegger und die «Musik der Schlachten» von Hellmuth Falkenfeld // Deutsche Zeitschrift für Philosophie. 2006. Bd. 54. S. 201-219.
- Institut für Zeitgeschichte (München). ED 184 (Nachlass Nicolai), Bd. 52, Nr. 24. Postkarte von M. Scheller an Prof. Dr. G.F. Nikolai, Berlin, 18.10.1915.
- Immanuel Kants Werke. In Gemeinschaft mit H. Cohen, A. Buchenau, O. Buek, A. Görland, B. Kellermann hrsg. von E. Cassirer. Bd. 5: Kritik der praktischen Vernunft. Hrsg. von Benzion Kellermann; Erste Einleitung in die Kritik der Urteilskraft. Kritik der Urteilskraft. Hrsg. von O. Buek. Berlin, 1914.
- Buek O. Leo Tolstoi // Kampf. Zeitschrift für gesunden Menschenverstand. 1905, 24. Februar. Jg. 2. Nr. 19. S. 539-543.
- Ungern-Sternberg J. v., Ungern-Sternberg W. v., Der Aufruf «An die Kulturwelt!»: Das Manifest der 93 und die Anfänge der Kriegspropaganda im Ersten Weltkrieg; mit einer Dokumentation. Stuttgart, 1996. (Historische Mitteilungen: Beiheft; 18).
- Николаи Г.Ф. Биология войны. Мысли естествоведа. 2-е изд. М., 2007.
Опубликовано: Преподаватель – XXI век. 2014. № 2. Ч. 1. С. 46-61.
Статья выполнена в рамках проекта РГНФ 14-03-00831а «Человек в истории и культуре: философско-антропологические и философско-исторические концепции русского неокантианства».
Очевидно, в качестве юбилейной даты были взяты события ноября-декабря 1870 г., когда в Северогерманский союз вступили Бавария и Вюртемберг и рейсхтаг переименовал Северогерманский союз в Германскую империю (10 декабря 1870 г.). ↩
Эти две тенденции нашли свое продолжение в философских интерпретациях этой кантовской идеи на протяжении всего ХХ в. [5], [6], [7]. ↩
Сообщение не подписано, авторство Файхингера установлено немецкими исследователями [11, S. 126]. ↩
Не зависимо от того, кто был автором, сам факт публикации статьи о Канте в общедоступной прессе говорит о стремительно растущей популярности как Канта, так и его трактата о мире. ↩
Особой формой выражения своей позиции стали коллективные и индивидуальные манифесты, которые публиковались в общедоступной прессе [17], [18]. ↩
Книга вышла по-русски в 1926 г. в сокращении. Полный вариант в России до сих пор не издан, поэтому далее цитируется немецкое издание 1919 г. ↩
Имеется в виду Хьюстон Стюарт Чемберлен, антисемит и автор печально знаменитой книги «Основы девятнадцатого века» (1899), в которой он изложил свою расовую теорию, оказавшую существенное влияние на Гитлера. В сборнике, на который ссылается Николаи, статьи Чемберлена и Когена расположены друг за другом [25]. ↩
Николаи обыгрывает здесь многозначность немецкого предлога «vom», который может означать как «о», так и «от». ↩
Фалькенберг, очевидно, имел в виду Первую предварительную статью мирного договора, изложенную в кантовском трактате «К вечному миру», согласно которой «ни один мирный договор не должен считаться таковым, если при его заключении тайно создается основание для будущей войны» [15, с. 357], или Шестую, гласящую: «Ни одно государство во время войны не должно позволять себе такую враждебность, которая сделала бы невозможным взаимное доверие в будущем состоянии мира» [15, с. 365]. ↩
Кантовская Третья предварительная статья договора гласит: «Постоянные армии (miles perpetuus) должны со временем полностью прекратить свое существование» [15, с. 361]. ↩