К 296-й годовщине со дня рождения Иммануила Канта
В этом году мы отмечаем 296-ю годовщину со дня рождения великого философа Иммануила Канта. Ежегодно в этот день на протяжении многих десятилетий исследователи его творчества, преподаватели и студенты, горожане и гости города собирались в Кафедральном соборе Калининграда, чтобы почтить память этого уникального мыслителя — послушать лекцию, органный концерт и затем возложить цветы к его могиле. В последние годы мы имели возможность услышать в этот день выступления таких замечательных кантоведов, как заслуженный профессор нашего университета Леонард Александрович Калинников, профессор Университета имени Мартина Лютера Галле-Виттенберга Юрген Штольценберг или профессор Российского государственного гуманитарного университета Алексей Николаевич Круглов. В прошлом году приглашенным участником традиционных — двенадцатых — «Кантовских чтений» был академик, научный руководитель Института философии Российской академии наук Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов. В этот день в Соборе академик Гусейнов выступил с открытой лекцией «Кант на все времена», в которой говорил о непреходящем значении кантовской этики как «индивидуально ответственного способа бытия» такого несовершенного, но разумного существа, каковым является человек.
И вот в этом году мир столкнулся с ситуацией, когда приходится изменять традициям, которые казались незыблемыми. Кафедральный собор закрыт для посещения, массовые мероприятия отменены. И то, что еще в прошлом году казалось, возможно, лишь удачной метафорой, теперь заставляет исследователей заново задуматься над вопросом: каково значение кантовской философии во времена глобальных катаклизмов? Или — более конкретно — что Кант мог бы сказать современному человеку в ситуации пандемии?
Необходимо заметить, что сам Кант явился свидетелем большой эпидемии «инфлюэнция», которая началась зимой 1781/82 года в Санкт-Петербурге и постепенно через балтийское побережье добралась до Кёнигсберга, Данцига и далее распространилась на западные территории. Об этом Кант сообщал в своей заметке, опубликованной в «Кёнигсбергской научной и политической газете» 18 апреля 1782 года. В этой заметке он также высказывал предположение, что, во-первых, распространию болезней мы обязаны торговле, которую Европа ведет по всему миру, и что, во-вторых, данная эпидемия с большой вероятностью была вывезена из Китая. В Китай же болезнь попала, по-видимому, через какие-то виды вредных дальневосточных насекомых, случайно завезенных в Китай с товарами русскими купцами. В этом же небольшом тексте Кант призвал врачей исследовать ход этой болезни с учетом ее распространения по миру — и, таким образом, он, можно сказать, оказался одним из вдохновителей новой медицинской дисциплины — эпидемиологии. Буквально за полгода до этой эпидемии триумфально завершилась интеллектуальная самоизоляция Канта — знаменитое десятилетие молчания, когда Кант воздерживался от выступлений в печати, работая над «Критикой чистого разума». 22 июля 1781 года Кант получил печатный экземпляр своей книги, которая вскоре принесла ему всемирную известность и славу и которую другой кёнигсбержец, Иоган Георг Гаман, в своем письме к Гердеру назвал «моралью здорового разума».
Именно вопросы морали и здорового — ясного и критического — мышления оказываются сегодня актуальными, как никогда.
Знаменитый категорический императив Канта доказывает сегодня свою непреходящую ценность и актуальность как императив солидарности: он требует от всех нас так организовать и ограничить свои частные привычки и пристрастия, чтобы они согласовывались с благополучием и здоровьем других людей — близких и дальних. Это требование стало в последние недели по-настоящему категорическим, радикальным: каждый должен так изменять свою частную и профессиональную жизнь, чтобы не стать невольной причиной дальнейшего распространения болезни, а возможно и чьей-то смерти. Если мы сознательно и добровольно принимаем на себя последствия этого требования, значит, мы действуем в соответствии с кантовским категорическим императивом. И как ни странно, именно такое поведение означает, что человек остается верен самому себе, своей человечности, своей свободе. Свобода, согласно Канту, состоит далеко не в том, чтобы делать, что хочу. Свобода — это наша способность устанавливать себе долгосрочные цели не только в зависимости от своих естественных потребностей и склонностей, но подчинять их разумным, то есть универсальным, значимым также и для всех других людей стандартам. Действовать в соответствии с такой свободой — значит действовать морально.
Беспрецедентные акты исполнения морального долга и солидарности демонстрируют современные врачи и медсестры, которые в экстремальных условиях борются за жизни заболевших. Редкий по нынешним временам пример солидарности показывают российские и кубинские врачи-эпидемиологи, которые отправляются в Италию и другие страны, терпящие бедствие в условиях пандемии. Не менее прекрасный пример солидарности являют волонтеры, которые безвозмездно отдают свое время и силы для помощи пожилым и нуждающимся.
В «Метафизике нравов» Кант замечает, что «состояние здоровья в моральной жизни» — «это душевное спокойствие с продуманным и твердым решением исполнить закон добродетели». В кантовский день рождения позвольте пожелать всем физического и морального здоровья и выразить надежду, что всем нам хватит сил пережить это испытание достойно.
22 апреля 2020 г.