В. Г. Чижов. Дух гуманизма в философии И. Канта
Среди великих философов мира И. Кант занимает видное место как один из выдающихся мыслителей-гуманистов. Его философия проникнута духом новаторства, поисками глубинных оснований истины, добра и красоты, нацелена на подлинное служение человеку и обществу.
Все главные вопросы философии И. Кант по их сути подводит к вопросу о человеке. Что есть человек и к чему он предназначен – таков проблемный стержень его философии. Он стоит в ряду тех мыслителей, кто воспринял идею человеческого достоинства, защитил ее и развил, воплотил в развернутую философскую концепцию.
Значительное влияние на И. Канта оказали гуманистические идеи Ж.-Ж. Руссо. Именно Руссо с особой силой призвал уважать достоинство простого человека. И. Кант вслед за Руссо идет в русле гуманистической тенденции в культуре исторической эпохи Нового времени. Но И. Кант не во всем соглашается с Руссо. Он не приемлет его идею возврата человека и общества к «естественному состоянию» как главного средства преодоления противоречий, привнесенных цивилизацией. Руссо призывал человека быть ближе к природе, бежать от цивилизации, чтобы удержать и развить свою нравственность и подлинность. Для Руссо главным в человеке является его естественность, неиспорченность цивилизаций. Для И. Канта, напротив, главное в человека – его цивилизованность, духовная развитость, культурность, способность к формированию своего нравственного мира через восприятие и усвоение культуры общества. Для И. Канта главное – человек общественный, цивилизованный.
И. Кант не отрицает, что многие болезни в обществе вызваны существующим типом цивилизации и описаны Ж.-Ж. Руссо правильно. Но человек не может просто вернуться в «естественное состояние». Этого сделать невозможно. Да и само существование когда-то «естественного состояния» человека И. Кант ставит под сомнение. Было ли оно когда-либо в истории человечества?
Ценность же утверждений сторонников философии Ж.-Ж. Руссо состоит прежде всего в том, что людям необходимо жить в согласии, в гармонии с природой, включая и свою собственную природу, а не в конфликте с ней. Быть ближе к природе – это не пустой призыв, а необходимость улучшения и поддержания экологической среды проживания на должном уровне для человека и общества, и постановка этой проблемы восходит в том числе и к Руссо. Хотя он подчеркивал прежде всего то, что цивилизация негативно повлияла на самого человека, а не только на природную среду.
В связи с этим И. Кант отмечает: «Если говорят о счастье дикаря, то это не для того, чтобы вернуться в леса, а лишь для того, чтобы знать, что пришлось потерять в одном отношении, приобретая в другом; чтобы наслаждаясь богатством общественной жизни, не слишком предаваться неестественным и приносящим несчастья склонностям, присущим такой жизни, и чтобы оставаясь цивилизованным человеком быть верным природе»[1].
В работе «О предполагаемом начале человеческой истории» И. Кант пришел к выводу, что именно цивилизация дала в руки человеку средства стать человеком. Без цивилизации он не выбрался бы из животного и варварского состояний. Человек становится человеком как раз благодаря тому, что побеждает в себе животное начало, устанавливает правила человеческой жизни и человеческого поведения.
Цивилизация научила человека уважать других людей, брать в расчет интересы, потребности и права другого человека.
И. Кант считает, что, несмотря на многочисленные, страшные отклонения в поведении людей в историческом прошлом (да и в настоящем) времени, все же главной тенденцией в истории была тенденция укрепления и развития человечности. При этом И. Кант выделяет два основных слагаемых человечности в обществе: во-первых, человек делает сам себя человеком, уважая в себе человека и, во-вторых, тем, что уважает человека в другом лице. Эта идея является одной из самых глубоких и значительных в философии Канта-гуманиста.
В развернутом виде идеи гуманизма представлены в его работах по этике, таких как «Критика практического разума», «Основы метафизики нравов» и других.
И. Кант вводит философские категории, позволяющие создать теорию нравственного поведения человека. При этом он опирается на теорию познания, разработанную им в работе «Критика чистого разума». Это такие категории как максима воли человека, практические законы его поведения, способность желания, добрая воля, категорический императив, моральный закон в человеке и другие.
Максимы воли человека – это субъективные основоположения, которые определяются самим человеком, зависят от его желаний, интересов, потребностей и от ориентации на законодательную форму этих максим, то есть на моральный закон.
Способность желания характеризуется И. Кантом как чувственность, индикатором которой служит удовольствие. Чувство удовольствия и переживание счастья (т.е. гедонизм и эвдемонизм) – это субъективные критерии хорошей жизни человека, которые характеризуют его со стороны себялюбия, личного счастья.
Однако И. Кант считает, что человек должен и может жить не только по принципу личного счастья (себялюбия), а и по практическим законам, которые формулирует его разум в виде категорических императивов. Категорические императивы – это безусловные и всеобщие предписания, которые должны исполняться всеми в любой ситуации независимо от желаний.
И. Кант следующим образом формулирует категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также силу принципа всеобщего законодательства»[2].
Категорический императив существует как моральный закон в человеке, как «голос разума», который является «внятным даже для самого простого человека», как присутствие в человеке высокой нравственной силы – его совести.
По И. Канту, нравственность не связана с чувством, она всецело разумна. Моральное чувство представляет собой лишь интерес и уважение к моральному закону. Категорический императив – это выражение чистого практического разума не подчиненного способности желания.
Присутствие в себе нравственного закона человек ощущает в виде веления долга. Долг выше всего «чувственного», он имеет другой источник по сравнению со способностью желания, не материю желания, а форму чистого практического разума, т.е. категорический императив. Голос практического разума в виде категорического императива исходит от свободы человека. Человек, согласно И. Канту, свободен, живет и действует из чувства долга, а не потому, что ищет удовольствия в жизни. Только при этом ориентире человек проявляется как нравственная личность, свободная от механизма природы.
При этом человек проявляет добрую волю, которая представляет собой его способность следовать голосу разума, испытывать уважение к моральному закону в нем самом. Это есть также априорность установок практического разума или морального закона, предшествующая совершаемым поступкам.
При этом человек сам определяется в своей жизни, поступках и поведении. Выбор делает сам человек, переходя от собственной, личной максимы, ориентированной на гедонизм и эвдемонизм, к всеобщему нравственному законодательству, определяемому долгом. Законодателями нравственности по И. Канту, являются не Бог, не царь и не герой, а обычные люди со своим выбором, со своей волей и свободой.
При этом И. Кант в теорию нравственности ввел понятие борьбы склонностей (желаний) и долга, которая представляет собой, по нашему мнению, работу духа человека, его способности утверждать в своей жизни идеалы, гуманизма, нравственности, высокой духовности. Нравственность должная быть не относительной, не скованной частными интересами, а абсолютной, всеобщей, свободной, в противном случае ее просто нет.
В «Критике практического разума» И. Кант пишет: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо над мною и моральный закон во мне… Первое начинается с того места, которое я занимаю во внешнем, чувственно воспринимаемом мире… Второе начинается с моего невидимого Я, с моей личности и представляет меня в мире, который поистине бесконечен…»[3].
Философия И. Канта позволяет духовно постигать быстроменяющийся мир, влиять на формирование массового сознания, на поведение людей. Учение И. Канта имеет гуманистическую направленность, в нем представлено глубокое этическое содержание. Основной философской проблемой этого учения является проблема человека и его место в мире. Эту проблему И. Кант решал философски глубоко, многопланово, новаторски, исходя из подлинных интересов и свободы самого человека.
Первая публикация статьи:
Чижов, П.Г. Дух гуманизма в философии И. Канта// Кантовские чтения в КРСУ (22 апреля 2004 г.); Общечеловеческое и национальное в философии: II международная научно-практическая конференция КРСУ (27-28 мая 2004 г.). Материалы выступлений / Под общ. ред. И.И. Ивановой. — Бишкек, 2004. — С. 92-95.
[1] Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного //Кант И. Соч. в 6т. Т.2. – М., 1964. С.199.
[2] Кант И. Критика практического разума //Кант И. Соч. в 6т. Т.3. – М., 1966. С.347.
[3] Там же. С. 499.