Т.Г. Румянцева. Немецкая трансцендентально-критическая философия. Курс лекций
Учебный курс «Немецкая трансцендентально-критическая философия» является частью общего курса по истории философии, изучаемого на философском отделении факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета. В рамках данного курса рассматривается один из наиболее сложных и в то же время значимых периодов в развитии западноевропейской философской мысли, представленной И. Кантом, И. Фихте, Ф. Шеллингом и Г. Гегелем.
Важность и актуальность обращения к ставшей давно, казалось бы, канонической философской эпохе с присущими ей проблемами и способами их решения, навсегда внесенными в классический ареал философского проблемного поля, продиктованы не только учебными целями – необходимостью профессионально-академического усвоения любой хоть сколько-нибудь значимой историко-философской традиции. Не отрицая факт автономной целостности и самодостаточности данного культурного, если угодно, «золотоносного» интеллектуального пласта и его вневременной значимости и ценности (наряду с античной или возрожденческой культурой и философией, задавшими непревзойденную рефлексивную планку, в том числе, и для современного человечества), мы должны в то же время считать необходимым его освоение и для понимания той общекультурной и общефилософской ситуации, которая имеет место в новейшей философии последней трети ХХ – начала ХХI столетия. Всячески эпатируя своим радикальными антикантианскими и антигегельянскими предубеждениями и заявляя о резком разрыве с философской классикой, эта традиция оказывается тем не менее генетически тесно связанной с ней, так как именно классические парадигмы во многом определили облик большинства направлений современной западной философии.
Учитывая тот факт, что многие идеалы и ценности, веками составлявшие цементирующее ядро «европейского человечества», – вера в разум, прогресс, свободу и гуманизм, и обеспечивавшие социокультурное единство и целостность западного мира, были наработаны и закреплены в европейской ментальности именно философской классикой, высшим достижением которой стала немецкая философия ХVIII – ХIХ вв., следует признать очевидной невозможность постижения вне рамок этой традиции европейских социокультурных реалий, в том числе и ряда информационных новаций и технологий.
Следует отметить и то, что без воздействия идей представителей данной философской эпохи, особенно идей Шеллинга и Гегеля, невозможно также и понимание истории русской философской мысли. Можно говорить о глубинной близости, взаимопритяжении и в то же время отталкивании этих двух великих философских традиций.
При подготовке данной работы ее автор учитывал и то обстоятельство, что в рамках этой эпохи был сформирован качественно новый облик философии в виде строго дифференцированной системы дисциплин, характеризующейся высокой степенью обобщенности и абстрагированности, рассчитанной в отличие, например, от английской и французской философии ХVIII века на узкий круг компетентных читателей. В духе традиций немецкой академической мысли создавались чрезвычайно трудные для усвоения специальные философские произведения, изобилующие крайне абстрактными дедукциями и концептами; некоторые из которых вообще впервые вводились в философский оборот, другие же претерпевали здесь радикальную трансформацию, приобретая нетрадиционный, а порой и одиозный характер (как это было, к примеру, с понятием «трансцендентального», заимствованного Кантом у средневековых схоластов и в то же время наполненного качественно иным содержанием). Все это требует экспликации основополагающих понятий и терминов данной традиции, разъяснения их смысла и основного содержания, что и было сделано автором в данной работе.
В отечественной историко-философской традиции за этим этапом развития философской мысли устойчиво закрепилось название, введенное еще Ф.Энгельсом, – «немецкая классическая философия», в котором имманентно заложено идеологически ангажированное толкование ее значения в качестве непосредственного теоретического источника марксистской философии. Стремясь уйти от стереотипов и штампов марксизма, автор решил отказаться от словосочетания «немецкая классическая философия» и использовал вместо него термин «немецкая трансцендентально-критическая философия». Дело в том, что, начиная с Канта, все немецкие мыслители этой эпохи помещали во главу угла новый способ философствования, исходным пунктом которого становится гносеологическая (трансцендентальная) проблематика и теоретико-познавательная оценка всего существующего. Отправляясь от рассмотрения специфики познавательного процесса и его видов, а также установления границ его компетенции, немецкие философы четко осознавали диапазон познавательных сил разума, ставя всё перед его судом. Таким образом, это и трансцендентальная, и критическая философия одновременно.
При написании курса лекций автор опирался на собственный многолетний опыт чтения курса по истории зарубежной философии (в том числе и специального ее раздела – «Немецкая классическая философия») студентам философского отделения БГУ.
Данный курс лекций предполагает:
- выявить специфику немецкой трансцендентально-критической философии в качестве особого этапа, высшего и завершающего звена в развитии новоевропейского рационализма и философской классики;
- рассмотреть творчество наиболее знаковых фигур данной традиции – И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга и Г.Гегеля;
- раскрыть содержание основополагающих концептов представителей немецкого трансцендентализма, проанализировать их дальнейшую эволюцию и основные интерпретации в философии ХХ – ХХI вв.;
- обосновать значение, место и роль немецкой классики в истории мировой философии и культуры.
При изложении курса внимание акцентируется главным образом на рассмотрении теоретической философии немецких классиков, с учетом того, что многие этические, эстетические, равно как и социально-политические вопросы освещаются в других курсах, читаемых на философском отделении, – этике, эстетике, социальной философии и т. п.