Профессор Т. Розефельд: «Канта сейчас изучают везде»

1395088_10201525573559424_151070455_n

Профессор Т. Розефельд

Профессор Тобиас Розефельд – с 2010 года заведует кафедрой классической немецкой философии в  одном из крупнейших университетов Германии: в университете братьев Гумбольдт (Берлин). В круг его интересов входит изучение теоретической философии Канта (трансцендентальный идеализм, теория языка, метафизика существования, философия Нового времени).

Интервью с профессором Розефельдом и знакомство с его кафедрой стали возможными в рамках международной программы Erasmus Mundus Action 2, Strand 1 (EMA2) “Triple I – Integration, Interaction and Institutions”.

 

– Какие особенности в образовательной системе Германии Вы могли бы назвать?

Проф. Розефельд: «Немецкая система в образовании начинается с основного образования, ‑ это бакалавриат (3 года), потом мастер (2 года). Дальше те, кто хотят, могут продолжать обучение, например, защитить диссертацию. Естественно, существуют возможности в процессе обучения изменить свою специальность и т. д. Если у семьи студента недостаточно денег на обучение, в Германии существует специальный фонд, который может оплатить образование. Но потом, когда человек будет работать, он должен будет возвратить эти средства назад. После получения статуса «доктор наук», нужно принять решение: либо ты остаёшься в науке дальше, либо занимаешься чем-то другим.  Если решение принимается в пользу науки, то тут есть возможность заявить себя на позицию ассистента или доцента. Подобные рабочие места ограничены, как правило, сроком в пять-шесть лет. В течение этого времени человек должен хабилитироваться, то есть завершить своё научное исследование. После этого можно претендовать на позицию профессора. Если ты между тридцатью и сорока лет не получил место профессора, то потом это сделать уже будет очень сложно, т.к. позиция профессора ограничивается только достижением пенсионного возраста, между тем, количество претендентов на эту должность, растёт. Такова сложность немецкой образовательной системы».

– Насколько популярна немецкая философия на сегодняшний день, по Вашему мнению?

Проф. Розефельд: «Думаю, что популярна. Я постоянно удивляюсь на своих семинарах, сколько людей не из Германии приезжают сюда, чтобы изучать философию Канта. Я вёл как-то семинар и помню, что большинство на нём было не из Германии, а, например, из США, из Азии, Италии, Голландии, Восточной Европы. Это свидетельствует о большом интересе, который вызывает сегодня философия Канта у людей. Думаю, что в настоящее время, немецкие студенты немного потеряли этот интерес. Около десяти лет назад у нас была стандартная ситуация, что в любом случае каждый студент изучает Канта. Сейчас интерес к истории философии угасает и идёт в сторону систематической философии. Многим студентам нравится заниматься непосредственно анализом философских проблем, а не исторической интерпретацией. Чтобы изучать Канта требуется много усилий. Я сам помню свой первый семинар по Канту. В первом семестре я почти ничего не понял из его философии. Я много времени работал с текстом, и шаг за шагом приходило понимание».

 

– Вы заведуете кафедрой в достаточно молодом возрасте. Насколько сложен был путь к этой цели?

Проф. Розефельд: «Диссертацию я защитил в Мюнхене. Потом занимался преподаванием в качестве ассистента в Хайдельберге. Около семи лет я проработал там. Мне на самом деле повезло, что я достаточно рано получил профессорскую должность. Это было в Концтанском университете. В самой же Германии около десяти лет назад произошла смена поколений. И у молодых профессоров после хабилитации появилась возможность заведовать кафедрой после победы в конкурсе».

 

– Вы сказали, что философия Канта сложна, но разнообразна. К каким современным проблемам она может быть применена?

Проф. Розефельд: «Думаю, что различные её части  могут быть применены по-разному. Меня лично интересует теоретическая его часть. Считаю, что разделы теоретической философии  не совсем могут быть применены непосредственно к действительности. В практической философии Канта я вижу большой простор в её применении к современным проблемам. Например, философия морали Канта может иметь актуальность в решении политических проблем».

 

– Над какими проектами Вы и Ваши коллеги сейчас работаете?

Проф. Розефельд: «Я бы не сказал, что это крупные проекты, но есть несколько проектов, которые  не реализуются в рамках изучения истории философии, а охватывают, скорее, современные тенденции в философии, а именно: современную метафизику, проблему метафизических сущностей, статус метафизики и т.д. На кафедре есть аспиранты, которые работают над диссертацией по кантовскому трансцендентальному идеализму. Мне самому интересна подобная реконструкция. Раз в год к нам приезжает специалист по Канту, который проводит здесь специально для студентов свой семинар».

 

– Как вы думаете, могут ли философы быть связаны с властью и влиять на неё?

Проф. Розефельд: «Не думаю, что философ должен включаться в политические дебаты. Философия  способна  объяснять и разъяснять сложные проблемы. Однако, некоторое время назад тенденция включения философов в решение общественных проблем существовала во Франкфуртской школе (Ю. Хабермас). Но в настоящее время это явление широко не распространено, к сожалению. Думаю, что есть проблемы, которые требуется философски анализировать. Например, проблема демократии и целостности в Европе. Но я не представляю, в каком ракурсе подобная дискуссия возможна с участием философов».

 

– Какие жизненные приоритеты у Вас как у человека?

Проф. Розефельд (смеётся): «У меня три маленьких ребёнка – вот мои приоритеты. Моя жена тоже философ, и она тоже работает. Поэтому я должен много времени посвящать своим детям. Можно, конечно, и без философии построить семью. Но я считаю прекрасным, когда ты к тому же ещё и философ и можешь анализировать разные проблемы».

 

Беседовал к. филос. н. Алексей Троцак.