Профессор Марио Каими: «40 лет своей жизни я посвятил изучению философии Канта»
– Профессор Каими, вы впервые приехали Калининград, желая прочувствовать то место, где жил и работал Иммануил Кант. Как бы вы охарактеризовали себя как философа?
Проф. Каими: Один друг сказал мне, что я подхожу только для того, чтобы заниматься философией и ничем иным. Могу признаться, что начать изучать философию побудила меня, прежде всего, моя внутренняя сущность, некая предрасположенность. Я бы сказал, что я не являюсь, если быть точным, философом и профессором в традиционном смысле этого слова. Я знаком со многими учёными, которые очень тщательно читают и изучают каждую опубликованную статью в ежедневном режиме. Естественно, я делаю это также в рамках своих исследований. Но для меня – это техническое занятие, а главным является наслаждение, которое я получаю от красоты мышления, от самой возможности размышлять.
Знаете, будучи здесь в Калининграде, у могилы Канта я подумал: можно много спорить о философии Канта. Но здесь, в Кёнигсберге, Кант заново открыл мир, создал нечто совершенно новое – и неважно, что некоторые исследователи говорят о том, что Кант что-то не обосновал или не доделал.
– Расскажите об этапах вашего образования.
Проф. Каими: В последних классах школы у меня был отличный учитель по психологии: интеллектуал и эрудит. Однажды он рассказал на уроке нам немного о философии Канта. С этого момента один одноклассник начал в шутку называть меня «Кант». Но эта шутка приобрела судьбоносное значение в моей жизни. В университете Буэнос-Айреса я поступил на факультет истории искусств. После двух лет обучения я ощутил неудовлетворённость учебным процессом. Это связано с тем, что я изучал историю искусств, но сам не являлся настоящим художником. И я перевёлся на философию. В то время философский факультет имел чёткую структуру обучения: сначала ты должен изучить логику, потом историю античной философии, затем – Средневековье и так далее.
После обучения в университете, когда я уже женился, и у меня родилась дочь, я понял, что имею достаточно небольшие шансы получить работу на бирже труда. Я не знал, что мне делать с философским образованием. Уже позже один немецкий профессор, отвечая на мой вопрос «Что делают немецкие студенты после окончания философии?», сказал: «Они работают таксистами». Я был чрезвычайно расстроен, думал, что моя жизнь пошла не в том направлении и мне придётся работать на позициях неквалифицированной рабочей силы.
Но в тот момент мне удалось получить стипендию фонда DAAD для написания диссертации в Германии. Я взял жену, восьмимесячную дочку, чемодан и, не задумываясь, отправился в Майнц. Срок стипендии ограничивался одним годом. Но, как оказалось, в Германии я проучился почти шесть лет. Я учился под руководством Герхарда Функе в Майнце, в то время он был Президентом Кантовского общества. Там я защитил диссертацию. На защите у меня было два оппонента: Рудольф Мальтер и Герхард Функе.
В Германии у меня родился сын. В общем, этот шаг оказал влияние на всю мою жизнь.
– Можете ли Вы с уверенностью сказать, что философия помогла вам в жизни?
Проф. Каими: Да, конечно. Во многих смыслах и ситуациях. Изучение философии обогатило меня духовно. В этом смысле я стал богатым человеком. Я не мыслил уже своими мелкими бытовыми категориями, я смотрел на предметы намного шире. Воодушевляет то, что ты можешь приобщиться к тому, о чём думали Платон, Кант, Декарт. Если бы я не знал, что такое философия, я бы никогда бы не задумался о вечных вопросах, как это делали великие мыслители.
– Каким было первое впечатление, когда вы прочитали первый раз Канта?
Проф. Каими: Первый раз я прочитал Канта, когда ещё не знал немецкого языка, то есть в переводе. И это был ужасный перевод, поэтому я мало что понял. Мой научный руководитель сказал мне, чтобы я обратился к работам Герберта Пэтона «Кантовская метафизика опыта» в двух томах. Я был потрясён! Всё было настолько ясно разъяснено и понятно, что я задался вопросом, как ему удалось так глубоко проникнуть в суть философии Канта. Однако позже, когда я приехал в Германию и начал работать в библиотеке, я раскрыл загадку Пэтона. Дело в том, что каждая проблема в Критике чистого разума уже несколько раз обсуждалась, описывалась. Каждая строчка в «Критике чистого разума» имеет несколько интерпретаций. Естественно, Пэтон использовал все возможные источники для понимания философии Канта. В то время наши библиотеки в Аргентине не были такими хорошими, как сегодня. Поэтому я не знал, насколько много уже написано и исследовано. Конечно, важно читать Канта в оригинале. Позже я перевёл «Критику чистого разума», «Антропологию с прагматической точки зрения», «Пролегомены» и другие небольшие работы на испанский, это стоило мне больших усилий.
– Как вы сфокусировались на проблеме схематизма у Канта?
Проф. Каими: Это исторический вопрос. В Буэнос-Айресе я собрал группу людей, с которыми мы страницу за страницей читали «Критику чистого разума» Канта. Так мы подошли к разделу о трансцендентальной дедукции. Я сделал по этому вопросу семинар и получилось успешно. Я перевёл своё исследование на немецкий и меня пригласили прочитать лекцию в Германии по дедукции B. Потом меня пригласили в Сорбонну, и я так же перевёл всё, но теперь уже на французский язык. На французском я позже опубликовал книгу о дедукции Канта. После изучения дедукции со студентами, мы приступили к рассмотрению Кантовского схематизма. Это было довольно сложно. Шаг за шагом мы продвигались в понимании этой проблемы. В результате, этот вопрос для меня стал особо значимым.
– Какие связи существуют между современной наукой и теорией познания Канта которой вы занимаетесь?
Проф. Каими: Это очень хороший вопрос. Кант учит нас двум вещам. Первая – заниматься наукой мы можем только в рамках природы (мира явлений). Вне этого, например, теология не является наукой в данном понимании. Вторая – существует нечто, что находится за пределами науки, область, которую мы не можем познать. Наука не может выступать последним словом в мире, так как есть огромная область предметов и объектов, о которых мы ещё не знаем. Смыслом всего выступает в данном случае мораль.
– Что вы ожидали от Калининграда и насколько эти ожидания оправдались?
Проф. Каими: Я всегда хотел посетить Калининград/Кёнигсберг, места, где Кант жил. Когда Кант говорил о небе над головой, я мечтал сам увидеть это небо здесь. Две вещи здесь меня поразили. Первая – здание университета: светлое, ухоженное, новое. Я думаю, современный студент должен получать удовольствие от учёбы в нём. Вторая – это парки Калининграда. Огромные тёмные деревья, прекрасный вечерний свет, всё это так вдохновляет!
– С вашего позволения я проведу блиц-опрос. Верите ли вы в Бога?
Проф. Каими: Я не верю в Бога в его церковном понимании.
– Является ли математика фундаментом для всех эмпирических наук?
Проф. Каими: Об этом ещё Паскаль говорил, рассуждая о геометрии. Есть вещи, которые хорошо объясняются при помощи геометрии, и есть вещи, которые не поддаются объяснению с её помощью.
– Что для вас значит слово «любовь»?
Проф. Каими: Моя жена и мои дети (смеётся). В последнее время я всё больше склоняюсь к мысли, что любовь – это основа всего. Что мы можем сделать без любви? Если мы занимаемся теоретической философией –как мы можем этим заниматься без любви? В противном случае, это стало бы бюрократической работой без всякого смысла.
– Что бы вы посоветовали тем, кто начинает изучение философии?
Проф. Каими: Я бы сказал так: начните изучение философии с чтения оригинальных текстов классиков. Всё остальное (статьи, интерпретации) берите в помощь. Но начинайте всегда с чтения самих работ великих философов.
Интервью взял к. филос. н., Алексей Троцак
Для справки:
Профессор университета Буэнос-Айреса Марио Каими –специалист в области теоретической философии И. Канта. Основная область исследования – трансцендентальная дедукция B и проблема схематизма у Канта. Окончил факультет искусств, Университет Буэнос-Айреса (1974), защитил докторскую диссертацию в университете г. Майнца в период 1976 по 1982, являясь стипендиатом DAAD. С 1982 научный сотрудник Национального научно-технического и исследовательского Совета. Профессор истории современной философии в университете Буэнос-Айреса, факультет искусств.
Г-н Каими в 1992 являлся приглашённым профессором университета Симона Боливара (Каракас, Венесуэла); 1996 и 1997 приглашенный профессор в Федеральном университете Рио-Гранде-ду-Сул (Порту-Алегри, Бразилия); 1997 профессор Университета Кампинас (Сан-Паулу, Бразилия); 2000 приглашенный профессор в Университете Айхштет (Германия); 2004 приглашенный профессор в Университете Парижа (Сорбонна). Член редакционной коллегии журнала Кант-Studien (Берлин). В 2010 году Марио Каими получил международную премию имени Канта за свои работы по теоретической философии и популяризацию учения Канта в испаноязычных странах.
Автор многочисленных исследований по философии Канта: http://www.filo.uba.ar/contenidos/novedades/cont/listado/scroller/1006caimi