Ольга Тяпина. Эстетическая проблематика в литературно-художественных и социально-политических работах Теодора Готтлиба фон Гиппеля
Наше знание — догадка,
наше действие — смерть
Имя Т.Г. фон Гиппеля (1741—1796) мало что говорит сегодня широкой читательской аудитории. Даже в нынешней Германии он, по словам одного из крупнейших исследователей его жизни и творчества Йозефа Конена (Люксембург), является полузабытым, хотя немецкие литературоведы утверждают, что литературное наследие кенигсбергского писателя востребовано и сейчас.
Довольно известный писатель, И. фон Арним, в начале XIX века написал в одном из писем: «Собственное развитие Кенигсберга <…> приобрело значимость для всей Германии благодаря Канту, Гаманну и Гиппелю». И если Иммануил Кант и Иоган Георг Гаманн уже давно по праву занимают значительные места в историко-культурологической литературе, то Гиппель до сегодняшнего дня — малоизученная фигура той эпохи.
Т.Г. фон Гиппель играл заметную роль в жизни своей восточнопрусской родины. Он дружил со многими видными представителями литературы, искусства и философии своего времени (в том числе и с И. Кантом, И.Г. Гаманном, И.Г. Гердером, И.Г. Шеффнером и др.). А многие члены знаменитого «Геттингенского содружества поэтов» («Союз рощи») уважали и ценили его как неподражаемого писателя-юмориста и неустанного искателя высшей истины. Среди почитателей его таланта были Э.Т.А. Гофман, Г. Гейне. А выдающийся писатель и теоретик эстетики романтической эпохи Жан-Поль (Йоган Пауль Фридрих Рихтер) считал его своим предшественником и учителем. Творчество Т.Г. фон Гиппеля вызывало широкий отклик в сердцах и умах современников.
В исследованиях, посвященных ушедшей в историю эпохе, к которой принадлежал Т.Г. фон Гиппель, он представляется «самой загадочной и противоречивой личностью» немецкой литературы. И не только литературы, о чем говорит вся его сравнительно недолгая, но полная духовных дерзаний и практических дел жизнь.
На известной картине Эмиля Дерстлинга изображено «застолье» Канта (знаменитое кантовское «Tischgeselschaft»). Это «застольное общество» не было многочисленным, в него входили виднейшие люди Восточной Пруссии, во многом определявшие духовную, общественно-политическую и экономическую жизнь провинциальной столицы. Среди сидящих за столом у Канта уважаемых собеседников Гиппель, обербургомистр Кенигсберга, которому за заслуги перед городом было пожаловано дворянское звание и статус президента города, был самой влиятельной по тем временам фигурой. Относясь с большим уважением и пиететом к своему учителю, Гиппель не любил его философских работ, хотя в своих литературных трудах и выступал популяризатором идей Кантовой философии[1].
Настоящей сенсацией литературной жизни восточнопрусской столицы стал вышедший в свет в четырех томах роман анонимного автора «Жизнеописания по восходящей линии» (1778—1781). Этот жанр был излюбленным для Европы того времени, а мемуарный стиль в лучших традициях Л. Стерна заведомо гарантировал успех. Действие романа разворачивается в пределах Балтийского региона: места, события и лица знакомы читателям не понаслышке, а не совсем обычная по тем временам юмористическая форма изложения позволяет автору употреблять меткую иронию по отношению к действующим (в романе и в реальной жизни) лицам. На основе жизненных наблюдений автор поднимается до теоретических обобщений. Редкое сочетание запутанной формы и блестящего содержания делает роман довольно частым предметом литературного анализа специалистов [4].
Анонимное сочинение «Жизнеописание Рыцаря от «A» до «Z» «появилось несколькими годами позже и, продолжая линию пародийного сатирического романа, явно выражало антифеодальный и антимасонский настрой. Здесь даже пиетистский культ смерти вместе с кладбищенскими мотивами получил ироничное истолкование. Автор продолжал сохранять анонимность, и подозрения падали не только на участников кантовского «застольного общества», но и на самого хозяина, поскольку, во-первых, в романах излагались взгляды философа, еще не получившие на тот момент оформления в «критиках», а во-вторых, было в этих работах нечто общее — «плутовская ирония», по выражению Гете. В конце концов философу пришлось публично опровергать эти подозрения [10]. Видимо, кенигсбержцы без труда поверили ему, потому что в анонимных работах и сам профессор философии нередко изображался забавным ученым-педантом. Окрашенный легкой иронией портрет «дедушки профессора», декана философского факультета Кенигсбергского университета, въедливо принимающего экзамен у абитуриента, был одновременно и первой критикой «Критики чистого разума». А несколькими годами раньше на сцене была поставлена пьеса, вызвавшая множество похвальных рецензий на волне обсуждения проблемы становления национальной драматургии, и в одном из героев этой пьесы кенигсбержцы без труда могли узнать черты профессора Канта. Комедия эта так и называлась: «Человек по часам». Ирония для Гиппеля — это не средство, а сама цель, вершина духа, взобравшись на которую художник и философ может позволить себе с презрением взирать на жизненный мир. О Гиппеле нередко говорят как об одном из основателей немецкой иронической прозы.
Место художественного в человеческом познании
Как уже было сказано выше, в некоторых своих произведениях Т.Г. фон Гиппель опередил выход в свет «критик» И. Канта и изложил в несколько свободной манере основные положения теоретической системы философа. Так, выдержки из романа «Жизнеописания по восходящей линии» практически дублируют тексты энциклопедических лекций Канта. Особенно интересовала Гиппеля тема соотношения художественной и натуральной философии, и соответственно художественного и естественного методов в гносеологии: «Есть натурфилософия и художественная философия. Жизнь! Жизнь! Жизнь! и школьная мудрость. Философия, которая только лишь знает, и философия, которая знает и действует, ученое знание и мудрость. Аристотель был художником, Эпикур, Диоген были натуралистами и Сократ — таким же. <…> Окна в аудитории, где изучается натуральная мудрость, выходят все на общую жизнь. — Натуральная философия учит использовать время, художественная его рассеивает. Натурфилософия — текущая вода, художественная — вода, которая стоит <…> Да здравствуют те, кто испил этой воды мудрости натурфилософии! Мудрость лежит в основании натурфилософии» [8, S. 90].
Мы, по мнению Гиппеля, можем сказать о натурфилософе, что он философствует, но не можем сказать этого о философе-художнике: последний разменивает свою философию на деньги и красивые слова. Но философия — не приложение к книге, ее цель — понять предмет. Ведь хотелось бы прежде всего понять себя самого, божий промысел и мир. А этой философии нельзя досконально обучить. Быть философом — нечто внутреннее. Здесь в полной мере проявляется обозначенная когда-то Кантом «вяжущая сила самопознания» и словно бы затягивает в эту пропасть.
Гиппель скорее выступает популяризатором структуры познания по Канту. Философ — тот, кто мыслит и живет сообразно своей мысли. Определение отношений человеческого разума, способностей познания и роли философии в этом процессе у Гиппеля тоже вполне согласуется с кантовским: «Философии принадлежит всякое разумное понятийное знание <…> Определение человека и средства, используемые для этого, — это и есть цель, к которой сводится всякое философское знание. Это попытка философии». [4, р. 138][2]. И поскольку художественная философия не следует этой цели, то сама по себе она представляет лишь некий компендиум знаний, «ученость».
Лишь натурфилософия может предложить схему познания и восприятия мира, которая помогает его объяснить. Гиппель слегка упрощенно (но более пространно) излагает гносеологию И. Канта в романе «Жизнеописания по восходящей линии» в форме занимательной беседы: в центре нашего познания, конечно же, способность рассудка формировать понятия при взаимодействии с чувственной способностью. Причем заблуждения и неадекватное восприятие действительности связано не с аффицирующей способностью, а как раз с нарушениями деятельности рассудка. В этой связи Гиппель пишет о двух способностях души: мыслить и желать. Но как можно делить душу? И две способности объединяются стремлением постичь истину, потому что истина есть конечная цель всякого познания, а, стало быть, в определенной степени и цель философии. Но поиск истины невозможен без сомнений. Тонкая грань отделяет сомнение от поиска. А именно художественная философия дает импульс для сомнений. Она, с одной стороны, формирует мир видимости, а, с другой — тем самым позволяет создать хоть какое-то представление об окружающем мире.
Кажется, что в некоторых моментах Т.Г. фон Гиппель предвосхищает идеи эстетических теорий более позднего времени об удвоении мира художником. При восприятии природы философ-художник как бы схватывает единый образ, но он (этот образ) статичен и не дает представления о реальных процессах, происходящих в ней. Как и Кант, Гиппель не мог не читать философских трудов А. Баумгартена, и, разумеется, он усвоил ту мысль, что в состав системы должны войти и учение о чувственном познании, и учение о прекрасном в их общем системном единстве. Исследуя процесс познания и эстетического восприятия, мы обязательно имеем дело с механизмом чувственного восприятия, что отмечено еще в работах Баумгартена. Гиппель пишет о том, что нельзя делить душу на «волящую» и «сознающую» части — процесс познания происходит целостно. И так же, как и И. Кант, писатель считает, что объединяются эти две способности души способностью художественного восприятия мира, хотя термина «эстетическая способность суждения» как такового у Гиппеля не встречается. Понятие «художественное» он нередко трактует как синоним опосредованного.
В тексте Гиппеля постоянно сквозит образ бога, и в этом можно увидеть некое противоречие: просвещенческие настроения оптимизма по поводу разума, стремления познать истину — и в то же время мистическая мысль об изначальной непостижимости божьего промысла, выраженная фразой: «Наше знание — догадка, наше действие — смерть» [5, S. 56]. Тема смерти красной нитью проходит в творчестве Гиппеля. Человек всю жизнь готовит себя к смерти, и доктрина пиетизма, воспринятая писателем с раннего детства, предписывает достойно принять свой конец, равно как и мысль о конечности этого мира в целом. Как не вспомнить здесь афоризм Эпикура: «Человек — это душонка, обремененная трупом»? Только для мыслителя Просвещения человек — не душонка, а личность, которая способна повлиять на ход событий в мире, ибо, хотя промысел божий нам и не под силу постичь до конца, однако же он отнюдь не бесцелен и не бессмыслен. Гиппель подчеркивает, что ученый-мыслитель способен овладеть умами современников настолько, что иной раз власть его, особенно в провинции, оказывается больше, чем у иного министра или генерала. Философ, а также и писатель — это не только божественное призвание. Он — гражданин мира, но вместе с тем, а может, именно поэтому он — гражданин Града Небесного.
«Практически вся познавательная проблема — и как проблема нравственная, и как эстетическая — возникла у Канта на такой ноте: он увидел, что когда мы описываем что-либо в мире, то описание мира содержит термин нас самих в качестве понимающих это описание» [3]. У Гиппеля эта познавательная проблема нашла несколько иное выражение: в анализе литературы эта форма получила название «апогей субъективности».
Субъективность — одна из самых важных особенностей автобиографического романа, пользовавшегося успехом читательской публики XVIII века. Замечательно построенная композиция сохраняет интригу до последней страницы. И закрывая книгу, мы остаемся в неведении относительно того, что в ней вымысел, а что — правда. Но на самом деле все правда, потому что события здесь второстепенны, а главное — переживания субъекта, будь то Тристрам Шенди, Андрей Болотов, Александр или сами Теодор Гиппель и Льюис Стерн.
Анализу субъективной роли этого виртуального «Я» в романах Гиппеля и Стерна, их сравнению посвящено несколько литературоведческих работ. И главный их вывод: это «Я», или лирический герой, если угодно, — способ эмоционального выражения самых животрепещущих переживаний и впечатлений. Автор сращивается с ним, и сам становится героем. Если в знаменитой сказке Е. Шварца герои начинают жить своей, независимой от автора-сказочника жизнью, то в романе Гиппеля «Жизнеописания по восходящей линии» эта субъективность героя позволяет уже автору, сжившись с персонажем, поступать как ему заблагорассудится.
Он сам плачет и смеется и тут же обсуждает проблему смеха и плача: соотношение эмоций с эстетикой и моралью. И поднимается старый вопрос средневековой эстетики: нравственен ли смех с точки зрения религии — ведь Христос не смеялся? А плач? Не унижают ли бурные эмоции человеческого достоинства и не нарушают ли эстетической гармонии. Гиппель лукаво задает этот вопрос и уходит от ответа, но если бы он был противником проявления эмоций, то зачем же все это?
Писатель постоянно играет формой романа, его хаотичность, с некоторым нарушением временной последовательности, тоже стала предметом исследования. Литературоведы связывают такой прием с концепцией времени и пространства, описанной Гиппелем по образцу Кантовой: для писателя они также чистые априорные формы познания, и вне их наше познание окружающего нас физического мира невозможно, хотя, будучи мистиком, он не отрицает вероятность существования каких-то других параметров познания.
Категория прекрасного в природе. Соотношение природы и культуры у Т.Г. фон Гиппеля.
«Природа, господа мои, есть позитив; философия и все вытекающие из нее науки — сравнительны; поэзия же вместе с тем, чего она касается, и с тем, что ей принадлежит, — превосходна. Поэзия есть истинная алгебра, которую мы можем показать посредством больших выдумок в философии»[6, S. 27]. Из этого отрывка видно, что Гиппель не жалует мимесис в качестве критерия прекрасного: для него красота тем совершеннее, чем она дальше от естественного состояния и ближе к богу, а значит, к человеку, поскольку последний является подобием бога.
Культура и продукты искусства формируют общество, равно как и семью, тем самым человек преодолевает свое естественное состояние [6, S. 52—53]. Хотя в том, что касается соотношения морали и религии, Гиппель не соглашается с Кантом, внутренняя связь морали и культуры для него несомненна: мысль о том, что без нравственности (писатель упоминает о разделении морали и нравственности у Канта, но не придает этому такого значения) общество теряет культурный статус и становится псевдокультурой (цивилизацией), встречается у Гиппеля не раз, правда, в основном в плоскости антиморальности ущемления прав женщин.
Писателю не очень по душе, когда искусству навязывают нравственные функции, но он не спорит с тем, что в определенной степени искусство может способствовать моральному улучшению человека, развивая у него вкус к гармонии не только в «изящных» видах, но и в социально-политических теориях. В своей теории воспитания Гиппель рекомендует обучать ребенка навыкам светского «изящества», т. е. умению рисовать, танцевать, музицировать, правда, с поправкой на социальный статус. А детям из простых и бедных семей он советует ограничиться ремеслом. Вообще же Гиппель с пренебрежением высказывается о людях, посвятивших себя «служению музам», считает это занятие несерьезным и иронизирует по поводу принятой в обществе традиции умиляться успехам дам в искусстве, как будто они не способны заняться чем-либо более значимым.
Теория государства и естественного права как политическое воплощение идеала гармонии для Гиппеля.
О Гиппеле говорят как об одном из первых европейских феминистов, поэтому неудивительно, что в своих феминистических работах, сопоставляя государство и семью и утверждая принцип равноправия в государстве, он возмущен бесправным положением женщины в браке, а поскольку «брак есть маленькое государство» [7, S. 18], то как же мы можем провозглашать нравственным государство, где половина взрослых граждан бесправна? [7, S. 25]. Одним из ярчайших примеров того, что ум женщины не уступает мужскому и в политической области, является деятельность российской «просвещенной» императрицы Екатерины II, с которой Гиппель был знаком лично, восхищался ею и посылал свои работы, в частности трактат «О супружестве». На примере произведенных ею преобразований в государстве обербургомистр развивает концепцию «разумной революции». Как большинство прогрессивных мыслителей своего времени, он приветствовал Французскую буржуазную революцию (не будем забывать, что публиковался Гиппель в прусском монархическом государстве анонимно), но все же относился с опаской к дальнейшим событиям в соседнем государстве. Он уверен, что самая действенная революция — та, которая происходит в умах граждан, а для этого совершенно не обязательно сотрясать основы административного управления. «Разумная революция» — это, кроме того, этап в развитии революции социальной, и его он ожидает от современной ему Франции. Несмотря на общий прогрессивно-революционный характер литературных работ Т.Г. фон Гиппеля, он все же не изменяет своему статусу «гениального администратора» (по выражению Канта) и в некоторых моментах показывает себя достаточно осторожным критиком социального порядка. Героя гиппелевских «Жизнеописаний» Александра нередко сравнивают с Тристрамом Шенди, джентльменом, чему способствует и близкая схожесть стилей, однако же у Стерна встречается гораздо более жесткая социальная критика, хотя бы в случае с мухами, которых боялся убивать талантливый стратег-теоретик дядя Тоби. Сила и достоинство мыслителя — в признании права на личное мнение каждого из членов общества.
«Люди — лучший продукт для поддержания страны, и население — самая большая ось в государстве, вокруг которой вертится все» [7, S. 34]. Основа тому — рассудок. Гражданин должен быть целью всякой деятельности справедливого государства именно постольку, поскольку он является разумным существом, а стало быть, личностью, которая есть не только продукт общества, но и результат самостоятельной работы мысли.
Культура и продукты искусства формируют общество, таким образом человек преодолевает свое естественное состояние. Будучи прогрессивным мыслителем эпохи Просвещения, Гиппель выступает против всякой формы тирании в государстве, а в современном ему семейном положении он критикует тиранию мужского пола.
Патриотизм Гиппель считает важной составляющей политического сознания граждан, причем обоих полов (деторождение в условиях уменьшения населения он называет не меньшим подвигом, чем защита Отечества), но более прогрессивным для него является так называемый мировой патриотизм. Это — самая достойная вера, по его мнению. И здесь можно проследить общие воззрения Т.Г. фон Гиппеля и И. Канта на судьбу человечества и роль в ней каждой отдельной личности [6, S. 56—57].
Гиппель — противник войны, а вместе с тем и охоты как проявления военных наклонностей человека, «хотя говорят, что война зачастую может являть собой путь к культуре; и, возможно, это не первый раз, когда из зла получается нечто доброе. Но не является и не остается ли … война неким оригинальным пороком?» [6, S. 63]. В этих двух занятиях Гиппель видит проявление каких-то диких, по сути своей порочных инстинктов мужчин, лишающих себя возможности познания мира и божественной последовательности. В своих социально-политических работах Гиппель продолжает развивать теорию естественного права и общественного договора в традициях Ж.-Ж. Руссо. «Через ошибки и безумие достигают люди истины, а посредством усилия и спора — объединения и общества. И я все же вновь на пути скорбных мыслей по поводу того, что зло должно быть предысторией, прелюдией к песне добра!» [6, S. 64]. Божественно добрым может быть названо лишь нечто оригинально-доброе, доброе в корне! А ненависть есть корень зла, как и всякое бездумное разрушение, вне зависимости от того, под какими лозунгами оно производится.
Гиппель считает, что ученый-мыслитель силой одного лишь своего разума способен овладеть умами современников настолько, что иной раз власть его, особенно в провинции, оказывается больше, чем у иного министра или генерала. Философ, а также и писатель — это не только божественное призвание. Он — гражданин мира, но вместе с тем, а может, именно поэтому, он — гражданин Града Небесного. Здесь проявляются характерные для просвещенческой мысли космополитические убеждения писателя. Как и Кант, Гиппель критикует такую особенность государства, как то, что оно воспитывает граждан для себя самого, ведь мы прежде всего разумные существа, а стало быть, должны задумываться о судьбах всего человечества, а не только отдельной страны. Кроме того, Гиппель утверждает в своей программе воспитания, что не следует делать различий по половому признаку: ведь мы воспитываем Человека, этого же требует от нас природа, создавшая всех равными [6, S. 136—137].
Идеалом политического устройства и Монтескье, и энциклопедисты считали просвещенную монархию. Гиппель в целом поддерживает эту точку зрения и в меру своих сил старается укрепить административную систему Прусской монархии, при этом «просвещая» ее посредством своей литературной деятельности. Будучи хорошим знатоком античной истории и философии, он в своих трудах приводит массу примеров государственно-политических размышлений древнегреческих и римских мыслителей и считает приемлемым взгляд на участие в управлении страной философов, встречающийся у Платона, с оговоркой, правда, что философы должны не непосредственно управлять государством, а действовать в качестве консультантов и советчиков при правителях. К слову, обербургомистр считал, что его близкий друг Иммануил Кант не способен управлять не то что страной, но собственным хозяйством. Между тем к мнению философа по политическим вопросам прислушивались наделенные самой высокой в государстве властью лица.
Специфика эстетической природы женского начала
Особые воззрения Гиппеля на женскую эстетическую природу являются органическим продолжением его теории социального равноправия полов. Его живо интересовала проблема: как же так, за Французскую революцию женщины боролись наравне с мужчинами, а в итоге целая половина населения так и осталась бесправной? Но писатель убежден, что со временем «слабый» пол добьется равноправия. Причина тому — уверенность Гиппеля в том, что от природы оба пола обладают не только одинаковым умственным потенциалом, но и физически мужчина и женщина изначально были равносильны, и лишь в ходе исторического развития женский организм, в отсутствие тренировки, стал слабее мужского.
И. Кант в трактате «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» построил целую систему, в которой женщине отводилась роль прекрасного начала, а мужчине — возвышенного. Философ высказывает об особенностях дамской натуры достаточно противоречивые суждения: то дама общества, подобно книге, речи — «прекрасна, но лишена духа» [1, с. 255], то она не способна образовывать суждения чистого рассудка (о разуме и речи нет), а то вдруг философ заявляет, что брак мужчины и женщины — союз разумных существ [1, с. 341], а стало быть, умственные способности слабого пола частично реабилитируются. Что для Канта несомненно, так это тот факт, что женщине свойственны прекрасные черты, а мужчине -—возвышенные. Правда, профессор философии дает понять, что это не унижает ни один из полов, а лишь объясняет причины различия и предписывает, разумеется, определенные рамки поведения. Конечно, у мужчины есть преимущества при выборе занятий, и он может заниматься наукой в то время, как женщине, рассуждающей о философских материях, для полноты образа не хватает исключительно бороды, но зато слабый пол — на то и слабый, что может себе безнаказанно позволить проявление капризов и эмоциональности. А кроме того, изящные искусства — чем не занятие для благовоспитанной барышни? Гиппель размышлял над этой темой, ход его рассуждений то и дело перекликается с кантовским, однако же выводы он сделал несколько иные: с иронией пишет он рекомендации барышням по замужеству в трактате «О супружестве»: «Мужчина может выбрать из множества профессий: отправиться в поле, получить должность юриста, присягнуть на посту советника, по моему примеру писать трактат о браке; дама же имеет одну-единственную: выйти замуж» [7, S. 71]. Гиппель соглашается с Кантом в том, что в силу особенностей своего характера (а именно склочности и мелочности) женщины не способны на дружбу между собой, с мужчинами же у них возможны прекрасные отношения. Не согласен Гиппель со своим близким другом лишь в том, что чувство прекрасного в искусстве — эксклюзивная принадлежность слабого пола: «Я не признаю за женщинами чувства прекрасного в искусстве. Они могу судить лишь о природе, и в этих суждениях они обманываются меньше, чем мы. Их область — чувство изобразительного искусства, выразительности в музыке, поскольку оно относится к природе, а не к искусству. Все, что принадлежит к области чисто природного, — их поле. Женщина напишет лучше письмо, чем мужчина, лишь с поэзией проблемы, и то временами природа делится своими шутками» [7, S. 61]. Гиппель отменяет женскую монополию на прекрасное: по строению прекрасны и женщины, и мужчины, только первые — природной красотой, а вторые — художественно, т. е. опосредованно. Причину же произведенного различия на области прекрасного и возвышенного у Канта писатель видит в том, что женщина привыкла играть роль: г-жа графиня — милую гражданскую трагедию, а г-жа баронесса — милую комедию. Гиппель пренебрежительно отзывается о подобных актерских талантах женского пола, однако же вину за подобное, по его мнению, не самое достойное поведение, возлагает не только на саму даму, но в большей степени на систему воспитания.
Именно поэтому Гиппель предлагает свою педагогическую программу для девочек в трактате «О гражданском улучшении граждан», где речь идет действительно о гражданском векторе воспитания, а вернее, о гражданстве в мировом масштабе, поскольку все мы — граждане не только своих стран, но еще и представители разумного вида, а значит, должны думать в мировом масштабе, хотя бы это знание и было дано нам ограниченным.
Здесь есть противоречивые моменты: с одной стороны, Гиппель осуждает то, что женщина ограничивает свой мир домашним мирком, но с другой стороны, и с этим положением трудно не согласиться, он пишет, что прожить достойную жизнь в соответствии с понятием о долге, воспитать ребенка, в котором проявятся эти же черты, — ничуть не менее значимо, чем защитить отечество или сложить на его алтарь свою жизнь.
Эстетика и ее место в религиозном культе согласно Гиппелю.
Эстетическая позиция по отношению к социальной гармонии тесно связана в различных теориях Просвещения с религиозными воззрениями. Господствующей разновидностью религиозных теорий того времени был, как известно, деизм. К деистам причисляют нередко и Канта. Связано это с тенденцией объяснить «натуральное» происхождение религии. При этом вера подвергается рациональной критике и противопоставляется разуму. Иммануил Кант предложил модель «религии в границах только разума», утвердив в ней примат моральной веры и противопоставив ее богобоязненной религии. Гиппель органически не приемлет атеизма в силу особенностей воспитания, надо полагать, но вместе с тем и примат морали над верой для него тоже непонятен. Он частично принимает концепцию «естественного происхождения» религии, но, используя рациональные методы для критики различных вероучений, значительное место в вере уделяет все же мистическому.
С этим тесно связаны и культ смерти в пиетистской традиции, и отторжение всякой попытки регламентировать, «обрядить» процесс общения с богом — он должен быть искренним и чисто интуитивным. Именно поэтому с тонкой иронией описывает Гиппель и нелепую напыщенность католического богослужения, и неуместную роскошь православных храмов. С уважением отзывается о древнем иудейском культе, упоминая о его закрытости для непосвященных. Официальная доктрина пиетизма, поощряя внутреннюю, непоказную, набожность, в то же время способствовала укреплению мелкобуржуазного сословия, проповедуя богоугодность малых дел. Историческое значение подобных религиозных концепций для экономического развития страны достаточно исчерпывающе показал в своих работах по этой теме Макс Вебер. Настоящим философом, т. е. натурфилософом, Гиппель считал человека, который думает и поступает в соответствии со своими убеждениями. Он постигает не корпус знаний, а сам предмет, он стремится к истине ради нее самой. Обербургомистр сам принадлежал к числу таких людей и своей аккуратной административной деятельностью являл лучший пример эффективности применения на практике основных положений пиетистской теории.
Т.Г. фон Гиппель размышляет о соотношении человеческого разума и бога: чем ближе человек к богу, тем меньше в нем от животного. Но постигаем мы это исключительно посредством Разума. И лишь в этом случае можем с полным правом назвать себя людьми. Только не подвергаемся ли мы здесь опасности отойти от следования цели Создателя? Но знаем ли мы некое другое создание, способное помыслить Бога или чистую нравственность? Одного взгляда достаточно, чтобы понять, что в человеке — божественный прообраз. Не является ли Разум чем-то бόльшим, чем все? Может ли быть божественным что-то, что противоречит Разуму? [6, S. 28—29] Ответить на этот вопрос непросто. Ведь, с одной стороны, Гиппель — прогрессивный мыслитель эпохи Просвещения, а с другой — глубоко верующий человек и осуществить этот синтез разума и веры не так то легко. Ведь достаточно вспомнить, какой жесткой критике подверг он в романе «Жизнеописания Рыцаря от «А» до «Я» вычурность масонских ритуалов — он, с таким упоением занимавшийся некогда всеми этими масонскими делами, чтобы понять, какое неприятие вызывала в нем внешняя демонстрация мистической стороны. И решение писатель находит в утверждении абсолютной субъективности личности и ее неповторимости: бог един, существование его неоспоримо и непостижимо, в этом мире мы можем руководствоваться подаренным нам свыше Разумом и чувством долга, но свой собственный путь к богу мы можем отыскать только интуитивно, потому что «знание наше — догадка, а действие — смерть».
М. Мамардашвили, описывая творческую биографию Иммануила Канта, настаивал на мысли о том, что бессмысленно пытаться на основе его философских работ выстроить какую бы то ни было специальную кантовскую философскую систему. Потому что не ставил себе кёнигсбергский мыслитель подобной цели — он просто искал решение некоторых проблем, а больше ставил вопросы, формулируя направление поиска.
Наверное, в отношении идей Канта попытки систематизации все же можно допустить. А что касается Т.Г. фон Гиппеля, то в его случае это высказывание М. Мамардашвили, думается, вполне справедливо. Кроме того, что он не писал работ, специально посвященных той или иной проблематике, а органически вплетал философские размышления в ткань своих художественных произведений, сама иронически-повествовательная форма последних не предполагала обязательного и однозначного ответа на поставленные вопросы. Человек жил полной интересных событий жизнью, размышлял о ней и делал общие выводы, теоретические обобщения. Он мыслил — а, стало быть, жил; и как большинство мыслителей Просвещения мучительно искал Истину в теории и в практике. И именно эти его попытки получили выражение в его литературных трудах. В них изначально не предполагалось наличие системы. С течением времени у писателя появлялись новые мысли, новые идеи, записанные в разных произведениях вне связи с изложенным ранее.
Казалось бы, противоречие: прогрессивный мыслитель эпохи Просвещения критикует косность и поверхностную информативность некоторых современных ему философских теорий, верит в Разум Человека как представителя вида, Человека, который должен стать Гражданином Мира, и в то же время устойчивый мистический взгляд на проблемы бога и веры, и убежденность в том, что мир как замысел Творца недоступен нашему познанию до конца (наше знание — лишь догадка). Не напрасно Гиппеля называли нередко «одним из самых противоречивых писателей эпохи». Один прием позволяет принять эти мысли в целостности — ирония. Ею пронизаны все литературные произведения кёнигсбергского писателя, и именно ирония позволяет принять и осмыслить самые, казалось бы, трагичные события нашего мира.
Список литературы
- Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. 1798 // Кант И. Сочинения: В 8 т. М.: Чоро, 1994. Т. 7.
- Лысков А., Сафронов Р. Господин обербургомистр обедает у Канта // Запад России. Калининград: Янтарный сказ, 1997. № 1 (18).
- Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М.: Аграф, 1997.
- Beck, Hamilton H.H. The elusive «I» in the novel: Hippel, Sterne, Diderot, Kant. New York; Bern; Frankfurt am Main; Paris: Lang, 1987.
- Hippel, T. G. von. Biographie. Zum Theil von ihm selbst verfasst // Hrsg. von Ernst Weber. Gerstenberg Verlag, 1977.
- Hippel, T. G. von. Über die bürgerliche Verbesserung der Weiber. Syndikat Autoren- und Verlagsgesellschaft, Frankfurt am Main, 1977.
- Hippel, T. G. von. Über die Ehe. Hrsg. von Guenter de Bruyn. Buchverlag Der Morgen. Berlin, 1982.
- Hippel, T. G. von. Und nun in Königsberg! Aus: Lebensläufe nach aufsteigender Linie. Hrsg. von Joseph Kohnen. Berlin: Nicolai, 1990.
- Hippel’s Briefe von 1765 bis 1774, von 1775 bis 1785 // Hippel, Theodor Gottlieb von: Sämmtliche Werke. In 14 Bände. Berlin, bei G. Reimer. 1838. Band 13, 14.
- Warda, Arthur. Kants ‘Erklärung wegen der von Hippelschen Autorschaft’ // Altpreuss. Monatsschrift 52/1915.
Данная статья впервые была опубликована в сборнике «Аргументация и Интерпретации. Исследования по логике, истории философии и социальной философии» (2006):
Тяпина, О.А. Эстетическая проблематика в литературно-художественных и социально-политических работах Теодора Готтлиба фон Гиппеля// Аргументация и Интерпретации. Исследования по логике, истории философии и социальной философии: Сб. науч.ст./ Под общ. Ред. В.Н. Брюшинкина. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006. С.115 – 133.
[1] В переписке с Шефнером, который также был частым участником «застольного общества», Гиппель нередко сетует и иронизирует по поводу «ученого стиля» и неудобоваримости текстов философа [9].
[2] В приложении к основному тексту работы Бека даются выдержки из текста романа «Жизнеописания по восходящей линии» и лекций Канта.