Марина Савельева. Философ на троне. Штрихи к портрету Екатерины Великой
В центре исследования — опыт сознания Екатериной Великой как основание культурного пространства российского Просвещения. По мнению автора, главным отличием российской просвещенческой идеи от западноевропейской было осознанное стремление императрицы следовать идеалам французских просветителей и стихийная (практическая) приверженность идеям И. Канта, что подтверждалось соответствующими идеологическими установками:
- формированием общественного вкуса как способности суждения;
- формированием идеи морального долга в его отношении к долгу перед Отечеством;
- формированием идеи совершенного государства с республиканским типом управления.
Философская миссия Екатерины Великой состояла в том, чтобы помощью законотворчества и административных реформ побудить подданных мыслить и действовать в соответствии с занимаемым местом в социальной структуре общества. Смыслом политики императрицы было упрочнение российской государственности путем воспитания самосознания в своем народе; ее единственным желанием было научить российский народ осмысливать и организовывать собственную жизнь в соответствии с созданными для него в государственных верхах законами. Главной житейской мудростью Екатерина провозглашала не тотальную критику исторической и современной реальности, свойственную французским философствующим умам, а «критику чистого разума», — взвешанный, рассудочный подход к уже имеющимся условиям и обстоятельствам жизни с целью максимально позитивного их использования для дальнейшего успешного развития общества и государства.
Непосредственно Канту в книге Марины Савельевой посвящены страницы 52-68, 92-132.