М.Ю. Загирняк. Рецепция идеи вечного мира И. Канта в философско-правовой концепции С.И. Гессена

Михаил Загирняк

Михаил Загирняк

Идея вечного мира служит великолепной матрицей для осмысления и оценки истории человечества. Априорность нравственных законов является условием их формальности, а поэтому и универсальности. В философии И. Канта способность чистого разума быть для самого себя практическим — базис и морали, и права (Соловьев, 2005). «Лишь в том случае, если они [нравственные законы] могут быть основаны a priori и осознаны как необходимые, они имеют силу законов…» (Кант, 1965, c. 122; AA, VI, S. 215). Именно осмысление происхождения свободы становится отправным условием для определения назначения морали и права. Несмотря на различение этического и юридического законодательства, И. Кант указывает на значимость обоих составляющих для продвижения к цели развития человечества — стремлению к вечному миру. Право — это «совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы» (Кант, 1965, c. 139; AA, VI, S. 230). Право связано с воплощением вечного мира, оно структурирует возможное содержание общественной жизни в соответствии с категорическим императивом. По мнению Л.А. Калинникова, право представляет собой развитие и осуществление идеи свободы: «Такой областью правовых норм, например, оказываются права человека, которые из естественного права под действием морали переходят в право позитивное и претендуют на ту же субъектоабсолютность, что и мораль» 1 (Калинников, 2009, с. 71).

Выхолощенный от содержания категорический императив Иммануила Канта, становится главным критерием истории человечества и позволяет задать систему отчета, в которой возможно наблюдать процесс совершенствования человека. Осуществление формального идеала свободы в содержании жизненных практик человечества неизбежно будет встречать множество проблем, разрешением которых и должно заниматься право. Стремление к компромиссу в многообразии спорных ситуаций основано на понятии справедливости как следствия приоритета категорического императива в развитии общества: «Стремитесь прежде всего к царству чистого практического разума и к его справедливости, таким путем ваша цель (благодать вечного мира) приложится сама собой» (Кант, 1966, c. 299; AA, VIII, S. 378).

Как пишет И.А. Горулько о правовом учении Канта, «признание человека в качестве субъекта, наделенного свободой, позволяет говорить о его свободе — внутренней и внешней. При этом понятие свободы наполняется правовым содержанием, сохраняя и свой априорный характер» (Горулько, 2008, с. 318). Кант наделяет закон и право важнейшей функцией в совершенствовании человека на пути к идеальному человеческому обществу. Государство выступает в качестве механизма «до тех пор, пока народ не приобретет способности воспринимать чистую идею авторитета закона» (Кант, 1966, c. 292—293; AA, VIII, S. 372). Задача государства, по мнению Канта, — создать совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. И развитие права позволяет анализировать совершенствование человека и человечества на пути к идеалу свободы.

Идея вечного мира И. Канта и процесс ее реализации силами права были использованы С.И. Гессеном при конструировании собственной философско-правовой концепции как важнейшие принципы ее организации. С.И. Гессен пишет, что И. Кант установил «свое понятие свободы как “автономии или самозаконности, равно отличной как от беззаконного произвола… так и от следования извне, другими приписанному закону”» (Гессен, 1995, с. 71—72). И именно идею автономии воли С.И. Гессен кладет в основание собственной философскоправовой концепции как принцип, задающий отправную точку, итог развития и критерии стремления вперед в развитии человечества. С.И. Гессен позиционирует в качестве одной из главных задач необходимость показать, «что современный социализм не противоречит свободе личности, но, напротив, доводит идею свободной личности до ее крайнего завершения» (Гессен, 1999, с. 136). Действия личности причастны к движению к осуществлению целей-заданий, именно так обретается уникальность: «Я тем индивидуальнее, чем больше я приблизил своим действием совокупность действующих к разрешению общей им всем задачи и тем самым сделал себя незаменимее» (Гессен, 1995, с. 75). Это возможно потому, что идеал формальный. Данный принцип дает возможность для личного творчества.

С.И. Гессен почерпнул в практической философии И. Канта эту универсальность (формальность) как главную характеристику идеала права. Он наделил право функцией воплощения идеального во временном, структурирование содержания общественной жизни в соответствии с формальным идеалом категорического императива. Как пишет Т. Рокмор, И. Кант понимал философию аисторично, не связывал идеал человеческого существования с динамикой его постепенного воплощения 2. Однако именно формальность идеала задает возможность истории. Идеал не содержит эмпирических данных, так как человек — высшая цель развития. Наполненность идеала определенным содержанием связывает представление об идеале с определенным пространством и временем, ограничивает идеал. Связывание идеала с определенным содержанием приводит к утрате самого идеала, подменяет формальный принцип на содержание, значение которого абсолютизируется. В подобных случаях общество развивается по утопичному пути 3. Если идеал будет содержать эмпирические данные, это приведет к абсолютизации определенного содержания, которое тем самым будет поставлено выше по значимости, чем человек, и, следовательно, превратит человека в средство достижения идеала. С.И. Гессен пишет о недостижимости воплощения идеала права, равно как и других целей-заданий, но это не означает их ложность. «Неразрешимость задачи науки, искусства, права совсем не означает, что эти задачи — мнимые… Работа над ними ведет к непрерывным достижениям, она означает не бег на месте, но неуклонное движение вперед» (Гессен, 1995, с. 33). История осмысляется как воплощение неисчерпаемых целей, прошлое представляет собой предшествующие этапы воплощения идеала 4. Идеал вечного мира необходим как путеводная звезда для развития человеческого общества в целом.

Право позиционируется С.И. Гессеном как путь достижения справедливого общества. Кантово противопоставление морального политика и политического моралиста говорит о том, что политик должен ставить перед собой приоритет идеалов права в собственной деятельности. Именно на эту идею опирался С.И. Гессен, когда писал о необходимости суверенитета права, а не государства. Провозглашенный И. Кантом принцип верховенства права достигается в философско-правовой концепции С.И. Гессена в результате функционального разделения властей 5. Государство не использует право в качестве инструмента собственного укрепления и процветания, а наравне с социальными организациями содействует формированию социального права, отражающего интересы всего народа и каждого человека. По мнению С.И. Гессена, разделение властей по функциональному принципу и обеспечение функционирования новой системы власти приведет к совпадению государства с правопорядком, и это позволит говорить о суверенитете права.

Для сохранения целостности общества государство устанавливает «известный уровень общественно-корпоративной активности, ее качество или форму, которая специфицируется и наполняется определенным содержанием уже подлежащими функциональными организациями» (Гессен, 1999, с. 396 ; Загирняк, 2010, с. 46—47).

Идея вечного мира как формального идеала, в стремлении к которому совершенствуется человеческое общество, — основной принцип философско-правовой концепции С.И. Гессена. Благодаря формальному идеалу возможно осмысление исторической динамики. Аисторичность идеала позволяет выйти за пределы любого возможного содержания и тем самым обеспечить анализирующий взгляд извне — из области метафизики. Оценивающая позиция за пределами исторического содержания с точки зрения категорического императива упорядочивает хаотичное многообразие исторического опыта человека как родового существа и задает вектор развития человечества.

Исторический путь — это процесс воплощения вечного мира. Постепенно и индивид и общество облагораживают содержание жизни сообразно категорическому императиву. Каждый индивид совершенствуется, когда приводит собственную деятельность в соответствии с долгом. По словам И. Канта, право — «самое святое из того, что есть у Бога на земле» (Кант, 1966, c. 270; AA, VIII, S. 352). Институты права позволяют человеку осознать свой долг. Пока люди не достигнут состояния, когда полностью будут руководствоваться категорическим императивом, институты права поддерживают такую сложную систему, как общество, в функциональном состоянии, выполняют важнейшую роль в формировании общей воли.

Не меньшим значением обладает право в философско-правовой концепции С.И. Гессена, поскольку выступает в качестве главного орудия совершенствования общества и индивида — взаимозависимых задач. Право является полем для взаимодействия личной и общей воли в стремлении к реализации идеала свободы. Переосмысление и расширение объема понятия права — необходимое условие для развития индивида и общества. Право — постоянно созидаемый феномен, совершенствование которого производится в стремлении к идеалу свободы. Основанность на категорическом императиве освобождает право от привязанности к определенному содержанию, превращая его в механизм для нравственного прогресса человечества.

Список литературы

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

Гессен С.И. Политическая свобода и социализм // Избр. соч. М., 1999.

Гессен С.И. Правовое государство и социализм // Там же.

Горулько И.А. Свобода личности как основание учения о праве Иммануила Канта // Вестник Тамбовского университета. Сер. : Гуманитарные науки. 2008. №10. С. 315—319.

Загирняк М.Ю. Демократические аспекты понятия «общей воли» в социальной философии Ж.Ж. Руссо, И. Канта и С.И. Гессена // Вестник Российского государственного университета им. Иммануила Канта. Вып. 6 : Гуманитарные науки. Калининград, 2010. С. 41—50.

Калинников Л.А. Кант о специфике морали и ее роли в системе нравов // Кантовский сборник. 2009. №2 (30). Калининград, 2009.  С. 61—73.

Калинников Л.А. «Метафизика нравов» 1797 года и ее проблематика в начале 2000-х годов // Кантовский сборник. 2008. №2 (28).

Калининград, 2008. С. 35—48.

Кант И. К вечному миру // Собр. соч. : в 6 т. М., 1966. Т. 6.  С. 257—309.

Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Там же. 1965. Т. 4, ч. 2.

Рокмор Т. Маркс после марксизма: философия Карла Маркса. М., 2011.

Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М., 2005.


Статья впервые опубликована в сборнике «Кантовский проект вечного мира в контексте современной политики» за 2013 год:

М.Ю. Загирняк. Рецепция идеи вечного мира И. Канта в философско-правовой концепции С.И. Гессена // Кантовский проект вечного мира в контексте современной политики : матер. междунар. семинара / под ред. А.С. Зильбера, А.Н. Саликова. — Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2013. С. 67-73


 

  1. Необходимо также указать, что именно имеет в виду автор под субъектоабсолютностью: «Субъективная абсолютность норм морали означает, что она захватывает в свою сферу любую профессиональную группу, сколь бы специфичной не была деятельность этой группы профессионалов» (Калинников, 2008, с. 46).
  2. «Кант писал об истории в нескольких небольших сочинениях… Но в целом его понимание философии и познания в основе своей аисторично» (Рокмор, 2011, с. 332).
  3. О понятии утопизма в философии С.И. Гессена см.: (Гессен, 1999), с. 147—166.
  4. «История, сказали мы, есть непреходящее прошлое, т.е. прошлое, которое передается от поколения к поколению как неотъемлемое достояние» (Гессен, 1995, с. 33).
  5. Вместо законодательной, исполнительной и судебной властей согласно функциональному принципу выделяются: 1) государство как координирующая организация; 2) множество скоординированных социальных правопорядков, которые представляют сферы интересов индивида.