Философский зоопарк в Калининграде Международная конференция «Современное значение идей Ханны Арендт»
4 декабря 2014 года в конференц-зале Калининградского зоопарка состоялась международная конференция, посвященная Ханне Арендт (1906–1975), известной немецко-американской мыслительнице, детство которой прошло в Кенигсберге. Конференция была организована Балтийским федеральным университетом имени И. Канта в рамках года культуры и литературы Германии в России при финансовой, организационной и информационной поддержке Генерального консульства Германии, в сотрудничестве с Генеральным консульством республики Польша, администрацией города Калининграда, Гёте-Институтом в Санкт-Петербурге и Калининградским зоопарком.
Дата — 4 декабря — и место проведения мероприятия — Калининградский зоопарк — были выбраны не случайно. 4 декабря 1975 года Ханна Арендт скончалась в Нью-Йорке . Калининградский зоопарк был выбран по той простой причине, что место, на котором стоял дом родителей Ханны Арендт по Tiergartenstrasse, 6 (ныне улица Зоологическая), находится буквально в нескольких десятках метров от конференц-зала, в котором проходило посвященное ей мероприятие.
В конференции приняли участие: Александр Филиппов (Высшая школа экономики, Москва), Вольфганг Хойер (Свободный университет, Берлин), Артемий Магун (Европейский университет, Санкт-Петербург), Алексей Саликов (Балтийский Федеральный Университет им. И. Канта), Герфрид Хорст (Общество друзей Канта и Кенигсберга, Берлин), Анна Карпенко (Агентство поддержки культурных инициатив «Транзит», Калининград), Адам Кшеминьски (ежедневник «Polityka», Варшава).
Открывал конференцию доклад Герфрида Хорста «Ханна Арендт и Кенигсберг», в котором председатель «Общества друзей Канта и Кенигсберга» сосредоточил свое внимание на биографических аспектах, а также на влиянии проведенного в Кенигсберге детства на дальнейшую судьбу философа. Так, к примеру, интерес к философии Канта, знакомство с которым юная Ханна начала еще в четырнадцатилетнем возрасте, Арендт пронесла через всю сознательную жизнь, что нашло свое отражение в том числе и в ее последнем и так и не законченном труде «Жизнь ума», работа над которым продолжалась вплоть до самой смерти мыслителя. Также духовными учителями Арендт были уроженцы восточной Пруссии Иоганн Георг Гаманн и Иоганн Готфрид Гердер.
Социальный исследователь Анна Карпенко в своем докладе «Город, история и сфера публичного: Арендт в Калининграде?» поставила вопрос о том, что сделало возможным в городском контексте Кёнигсберга появление фигур такого масштаба, как Кант и Арендт. По её мнению, особенностью Кёнигсберга была его открытость, многокультурность, свобода, которые и способствовали зарождению смелых идей. Можно ли сказать, что в нынешнем Калининграде, полностью сменившем после второй мировой войны население, так же распространен этот паттерн? Определенные черты региональной идентичности свидетельствуют об открытости горожан иным культурам, их интересу к истории города, активном освоении его философской традиции. Это дает надежду на «возвращение» Арендт в современный город.
В своем докладе «Актуальность философии Ханны Арендт сегодня: Интернет как пространство публичности» Алексей Саликов продемонстрировал слушателям актуальность идей Арендт на примере анализа современных возможностей и будущих перспектив глобальной сети на основе одного из важнейших понятий философии Ханны Арендт — понятии публичного пространства. По мнению автора доклада, поскольку Ханна Арендт понимает политику как процесс коммуникации, а коммуникация, в свою очередь, требует обмена информацией, то прямой переход политики в цифровое измерение принципиально возможен и интернет как коммуникативная среда в будущем вполне может выполнять функцию публичного пространства и способствовать оживлению и активизации политической жизнь общества. Однако, считает Алексей Саликов, для того чтобы интернет как пространство публичности продолжал развиваться, необходимо, чтобы его участники несли ответственность за свои сообщения. В то же время, как отметил докладчик, в этой связи следует помнить о разумном балансе между публичным и приватным, который должен сохраняться и в интернете.
После непродолжительной паузы, во время которой участники (их было порядка 70 человек) могли обсудить услышанное, конференцию продолжил немецкий исследователь Вольфганг Хойер докладом «Чудо поступка — но кто его совершает? Размышление о значении личности». Он рассмотрел вопрос о том, возможна ли свобода поступка, свободное действие не только в условиях тоталитаризма, но и в сегодняшнем неолиберальном государстве Запада. Проблема здесь, по мнению Хойера, заключается в том, что мало кто в современном демократическом государстве готов активно действовать, совершать поступки — большинство граждан не видит в этом необходимости и полагает, что демократическое государство и так достаточно функционально. На примере жизни и творчества Арендт докладчик убедительно продемонстрировал, что вопреки мнению, распространенному в академической среде и в обществе в целом, теории не пишутся в кабинетах, а требуют активного действия. В фокусе его анализа лежали два вопроса: 1) Что характеризует «личность» в отличие от «индивида»? 2) Что означает: занимать точку зрения и выносить с этой точки зрения суждения? Характерным отличием личности от индивида в философии Арендт, по мнению Хойера, является ее явленность и уникальность, личность не растворяется в массе, в отличие от индивида. Личность действует совместно с другими, но при этом и отдельно, сама по себе. Что же касается вопроса о значении обладания точкой зрения и вынесения суждения, то для Арендт это значение было трояким: во-первых, это необходимость того, что она характеризует как «бытие в мире»; во-вторых, это свобода как «свобода для», как интерсубъективная, совместная свобода, неразделимая с ответственностью; и в-третьих, это формирование сообщества выносящих суждения, т.е. группы тех, с кем хотелось бы вместе действовать и выносить суждения и чьи поступки могли бы стать образцом для собственного поведения.
Александр Филиппов в своем докладе «Ханна Арендт и Карл Шмитт: два понятия политического» обратил внимание на то, что подходы двух мыслителей, которые, в силу их биографий, представляются антагонистами, в некоторых отношениях имеют характер взаимодополнительный. Шмитт рассматривает понятие политического с точки зрения государства как основного агента. Он оговаривается, что так было не всегда. Но когда именно государство стало проводить главное политическое различение между другом и врагом, никакой политики внутри государства не существовало. Политика есть только вне государства, а внутри — полиция, обеспечивающая мир, покой и безопасность. в парламентском, либеральном государстве на передний план выходят вторичные политические различения, и при неблагоприятных обстоятельствах государство гибнет. Но куда более важно, что у Шмитта государство, как и любая политическая деятельность, в том числе и опасная разрушением государства внутренняя политика, протекает в контексте права, внутреннего или международного. У Арендт, как и у Шмитта, политика есть важнейшее занятие человека. Но не в войне, а в совместном существовании с другими свободными людьми состоит суть политики. Правда, свобода — это результат борьбы; лишь через победу человек и становится свободным, освобождается от необходимости поддерживать жизнь в домохозяйстве, обретает досуг, выходит за пределы отношения господства и рабства. Однако Арендт не чувствует проблемы права, оно становится ее темой.
Завершил конференцию блок из двух докладов, посвященных революционной тематике, рассмотренной в контексте теории революции у Арендт. Артемий Магун в докладе «Революция у Арендт и судьба революций в наше время» подробно рассмотрел понятие революции, его историю, сделав при этом особый акцент на понимании феномена революции в книге Арендт «о революции». Далее докладчик сосредоточил свое внимание на характеристике и сравнительном анализе различных революций, начиная с Великой Французской и Американской революции (более известной под именем Войны за независимость) вплоть до последних революций в арабских странах и на Украине. Заключительным аккордом конференции стал доклад Адама Кшеминьски «Вина и покаяние. тоталитарные революции в Европе ХХ века. К политической философии Ханны Арендт», который подробно изложил участникам конференции свое видение трагических событий XX века, влияние тоталитарных революций на судьбу Польши и значение идей Арендт для понимания сущности феномена тоталитаризма.
В рамках вечерней программы конференции в арт-клубе «Квартира» (ул. Сержанта Колоскова, 13) состоялась подиумная дискуссия на тему «Ханна Арендт: возвращение домой» (модератор — известная калининградская тележурналистка Светлана Колбанева, участники: Александр Филиппов, Артемий Магун, Алексей Саликов, Анна Карпенко), а также просмотр телевизионного интервью немецкого журналиста Гюнтера Гауса с Ханной Арендт, снятого немецким телеканалом ZDF в октябре 1964 года.
Алексей Саликов
Текст данного обзора был впервые опубликован в журнале “Социологическое обозрение”:
Саликов А.Н. Философский зоопарк в Калининграде (международная конференция “Современное значение идей Ханны Арендт”)// Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 3. С. 219–222.