Необходимость – априорное понятие, в теоретическом смысле (применительно к «царству природы») – третья из категорий модальности (КЧР, § 10; B 106). Противоположна ей случайность. Другие виды Н. – практическая в царстве морали и Н. суждений вкуса в области эстетики.
Согласно таблице суждений, а именно их различению по модальности, Н. какого-либо утверждения или отрицания рассматривается в аподиктических суждениях (§ 9; B 100–101). В «Аналитике основоположений» в темпоральном измерении представлена «схема необходимости»: это «существование предмета во всякое время» (B 184), а не в определенный момент (действительность) или когда-нибудь (возможность). Третий постулат «эмпирического мышления вообще» определяет необходимо существующее как то, что связано с действительным согласно общим условиям опыта (B 266). Это «касается материальной необходимости существования, а не лишь формальной и логической необходимости связи понятий» (B 279). Мы можем познать Н. существования только состояний вещей, а не самих вещей (Н. существования предметов чувств нельзя познать a priori из понятий, равно как и из чистого опыта), и лишь благодаря тому, что она воспринимается «по общим законами опыта». Нашему познанию доступна Н. существования только тех действий, «причины которых нам даны» (B 280).
Необходимым называется безусловное в бытии вообще, обусловленное называется случайным. Правило необходимого существования, «без которого не могла бы существовать даже природа», гласит: «все, что происходит, гипотетически необходимо» (B 280). Связь категории Н. со второй категорией отношения, а именно с отношением причины и действия, которому соответствует гипотетический тип суждений, является отчасти проблематичной. Связь причины и действия не может быть выведена из опыта, а категория этой связи является его априорным условием. Признаками априорного знания являются «необходимость и строгая всеобщность» (B 4), следовательно, категория причины и действия также должна ими обладать. К тому же следует подтвердить необходимость самой Н. Согласно Канту, сделать это можно, показав, что «в основе всякой необходимости лежит трансцендентальное условие» (A 106), которое есть не что иное как трансцендентальная апперцепция: «чистое первоначальное, неизменное сознание» (A 107).
Сложность соотношения Н. с причинностью заметна и в третьей антиномии чистого разума, где сталкиваются причинность природная и свободная. Последняя является краеугольным камнем практической философии Канта, и Н. в ней особая, следующая из безусловного характера морального закона. Абсолютно необходимое в теоретической философии – то, чья противоположность невозможна по логическим или материальным основаниям.
Как и в случае с понятием «возможность», Кант строго отличает Н. логическую от Н. существования и применяет это в критике онтологического доказательства бытия Бога: Н. существования Бога нельзя выводить из чистых идей. Отсюда через несколько шагов делается заключение о том, что безусловно необходимую сущность невозможно познать, ее можно только мыслить.
Литература
Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: в 8 т. М., 1994. Т. 3. С. 5–678.
Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч.: в 8 т. М., 1994. Т. 4. С. 373–565.
Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч.: в 8 т. М., 1994. Т. 5. С. 5–385.
Bird G. The Necessity of Kant // Mind. July 1959. Vol. 68. No. 271. P. 389–392.
Colonnello P. Über den Begriff der Notwendigkeit in Kants Analytik der Grundsätze. Kant-Studien. 1989. Bd. 80. S. 48–62.
Greenberg R. Real Existence, Ideal Necessity. Kant’s Compromise and the Modalities without the Compromise. Berlin/New York, 2008.
Motta G. Kants Philosophie der Notwendigkeit. Bern/Frankfurt am Main, 2007.
Penelhum T. Divine Necessity // Mind. April 1960. Vol. 69, No. 274. P. 175–186.
Rang B. Naturnotwendigkeit und Freiheit // Kant-Studien. 1990. Bd. 81. S. 24–56.
Sacchi D. Necessità e oggettività nell’Analitica kantiana. Milano, 1995.
Tanona S. The Anticipation of Necessity: Kant on Kepler’s Laws and Universal Gravitation // Philosophy of Science. September 2000. Vol. 67. No. 3. P. 421–443.
Yaffe G. Freedom, Natural Necessity, and the Categorical Imperative // Kant-Studien. 1995. Bd. 86. S. 446–458.