Возможность – априорное понятие, одна из категорий модальности, согласно таблице категорий в «Критике чистого разума» (§ 10, B 106). Как и все остальные категории, оно дается без определения и его содержание раскрывается постепенно. Впервые в КЧР возможное упоминается в таблице типов суждений, где также относится к модальности: В. какого-либо утверждения или отрицания выражается в «проблематических» суждениях (§ 9, B 100). Развивая вопрос о применении категорий в «Аналитике основоположений», Кант представляет «схему» В.: это «согласие синтеза различных представлений с условиями времени вообще (например, противоположности могут принадлежать одной вещи не в одно и то же время, а только в разное время)» (B 184). Наконец, в первом из постулатов эмпирического мышления вообще В. характеризуется как согласие «с формальными условиями опыта (если иметь в виду созерцание и понятия)» (B 265), им должно отвечать любое понятие вещи или даже математическая конструкция. Мы всегда вправе требовать доказательств объективной реальности понятия, т.е. предъявления соответствующего ему предмета. Соответственно, невозможным (и пустым понятием), является такое, которое не соответствует хотя бы одному из этих двух условий, логическому или «реальному». Все действительное возможно, а область возможного больше, чем область действительного. Но то, что следует «прибавить» к оставшемуся возможному для его воплощения, – невозможно. Различение В. и действительности субъективно и происходит от раздельного существования рассудка, оперирующего понятиями, и чувственного созерцания объектов, которые им соответствуют: если бы рассудок был созерцающим, ему бы не была дана действительность в виде предметов.
Интерес к понятию В. Кант проявил уже в докритический период, по всей видимости, под влиянием школы Лейбница и Вольфа, в которой оно было одним из центральных. В работах «Новое освещение первых принципов метафизического познания» (1755) и «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» (1763) Кант на основе идеи В. доказывал бытие Бога, исходя из того, что внутренняя В. вещей предполагает нечто существующее, без которого невозможно мышление и, следовательно, также наличие В. для воплощения. Согласно Канту, это возможное есть не что иное, как Бог. В критический период этот аргумент был полностью отброшен, но сохранилось различение реальной и логической В. (разъясняется в работе «Опыт введения в философию понятия отрицательных величин», 1763). В «Трансцендентальной диалектике» понятие В. играет важную роль в опровержении традиционных доказательств бытия Бога. При этом снова используется упомянутое различение: непротиворечивость идеи не является доказательством ее реальной В., требуются подтверждения из области опыта.
Литература
Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: в 8 т. М., 1994. Т. 3. С. 5–678.
Кант И. Новое освещение первых принципов метафизического познания // Кант И. Соч.: в 8 т. М., 1994. Т. 1. С. 261–312.
Кант И. Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога // Кант И. Соч.: в 8 т. М., 1994. Т. 1. С. 383–498.
Кант И. Опыт введения в философию понятия отрицательных величин // Кант И. Соч.: в 8 т. М., 1994. Т. 2. С. 41–84.
Гутнер Г.Б. Математическая онтология в свете кантовских категорий возможности и действительности // Кантовский сборник. 1999. № 21. С. 89–106.
Kannisto H. Kant on “the Great Chain of Being” or the Eventual Realization of All Possibilities // Reforging the Great Chain of Being: Studies of the History of Modal Theories / Ed. S. Knuuttila. Dordrecht, 1981. P. 287–308.
Baumgardt D. Der Begriff der objektiven Möglichkeit in der Kritik der reinen Vernunft und in der modernen Phänomenologie und Gegenstandstheorie. Diss. Berlin, 1921.
Marcolungo F.L. Possibilità logica e possibilità reale. In margine a “L’unico argomento possibile per una dimostrazione dell’esistenza di Dio” // Fenomenologia e Società. 1995. Vol. 18. P. 154–167.