Телеология (от древнегреч. telos – «цель», «результат»; logos – «слово», «учение») в философии Канта – учение о целесообразности как возможном источнике развития биологических и социальных явлений. Это не самостоятельная теория, а «эвристический принцип», его роль в гносеологии вспомогательна, онтологической характеристикой бытия целесообразность не является.

Термин Т. появился в философии Х. Вольфа за полвека до разработки Т. Кантом. Однако принципы целесообразного объяснения мироустройства широко применялись уже в мифологии (антропоморфизм) и ярко представлены в философии Древней Греции, в частности у Аристотеля. В 17 веке, в борьбе нового экспериментального метода с бесплодными поисками целесообразности схоластической религиозной философией, утверждается механистический метод объяснения, принесший ощутимые плоды в объяснении физических и химических процессов, но, как показали многочисленные попытки, неприменимый в познании живой природы, человека и общества. Для решения этой проблемы Кант сформулировал принципы трансцендентальной Т.

Механицизм видит во всех процессах причинно-следственные цепочки, непреодолимое подчинение причинам. В Т. явления рассматриваются по аналогии с целеполагающей деятельностью человека, как будто подчиненные целям. В качестве объективного свойства целесообразность не приписывается объектам окружающего «мира природы» (в узком смысле слова), однако является фундаментальной характеристикой «мира свободы» – мира морального поведения и мыслительной деятельности практического разума, в котором возникают новые цепи причинения, необъяснимые для чувственной природы. В постулировании двух видов причинных связей система Канта подобна аристотелевской, но лишь отчасти, поскольку в ней нет претензии на объективность природной целесообразности. Телеология в системе Канта образует третий основной компонент наряду с теоретической и практической философией. Она позволила объяснить взаимосвязь природы чувственной и сверхчувственной, причем это связующее звено предполагалось в системе изначально, при создании первой «Критики».

Принципы Т. представлены во второй части «Критики способности суждения». Способность суждения разделена на эстетическую и телеологическую, в обоих случаях ее принципы относятся не к конститутивным, а к регулятивным, присутствует целесообразность, но эстетические суждения находят цели вещей в субъекте, а суждения телеологические находят объективные цели. «Вещи как цели природы есть организмы» (КСС, § 65; B 289), механистический принцип в их объяснении должен подчиняться телеологическому. Так удовлетворяется потребность трактовать непостижимый для рассудка и теоретического разума мир вещей самих по себе как упорядоченный и системно организованный.

Основные принципы телеологического метода: 1. Возможность обратного влияния следствия на свою причину вопреки ходу времени, влияние цели на средства и процесс ее воплощения, влияние будущего на прошлое. 2. Определение частей органическим целым является преобладающим и ведущим относительно обратного влияния частей на целое. 3. Внешнее не только определяет внутреннее, но и само определяется им. Организм не только приспосабливается к среде, но и формирует ее.

Помимо методологии познания органической природы, Т. у Канта находит важное применение в концепции возникновения человека (расообразования) и смысла существования (предназначения задатков) человечества. На целевой причинности основано объяснение истории в философии Фихте и Гегеля, она же является объективной характеристикой «царства духа» у Шеллинга. Неокантианство продолжило развитие телеологии как основы гуманитарного познания мира духовной культуры, созданной целеполаганием. Успехи естествознания в 19 веке позволили ему некоторое время избегать обращения к какой бы то ни было телеологии. В современной философии и науке прямыми преемниками кантовской телеологии можно считать такие концепции, как «целевая детерминация» и «антропный принцип».

Литература

Кант И. О применении телеологических принципов в философии // Кант И. Соч.: в 6 т. М., 1966. Т. 5. С. 65–97.

Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч.: в 8 т. М., 1994. Т. 5. С. 5–385.

Доброхотов А.Л. Телеология Канта как учение о культуре // Иммануил Кант: наследие и проект / Под ред. В.С. Степина, Н.В. Мотрошиловой. М., 2007. С. 311–320.

Калинников Л.А. Телеологический метод Канта и диалектика // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта. Калининград, 1978. Вып. 3. С. 35–44.

Калинников Л.А. Категорический императив и телеологический метод // Кантовский сборник. 1988. № 13. С. 25–38.

Разеев Д.Н. Телеология И. Канта. СПб., 2010.

Allison H.E. Kant’s Antinomy of Teleological Judgment // System and Teleology in Kant’s “Critique of Judgment” / Ed. H. Robinson. Memphis, 1991. P. 25–42.

Düsing K. Die Teleologie in Kants Weltbegriff. 2. Aufl. Bonn, 1986.

Garelli G. La teleologia secondo Kant. Architettonica, finalità, sistema (1781–1790). Bologna, 1999.

Hermann I. Kants Teleologie. Budapest, 1972.