Валентин Балановский. Метаморфозы времени: история одной картины
На картине изображены три возраста Иммануила Канта: юность, зрелось и вечность. По сути, «Метаморфозы времени» Марины Понартской – это попытка художественной реконструкции внешности нашего прославленного земляка.
Дело в том, что большинство известных нам портретов Канта были написаны либо после его смерти, либо при жизни, но художниками, которые никогда лично с ним не были знакомы. Поэтому существует масса не похожих друг на друга изображений, которые роднит только подпись «Иммануил Кант». Убедиться в этом воочию можно, например, посмотрев подборку портретов философа на одном из ресурсов Университета им. И. Гутенберга (Майнц) по адресу: www.kant.uni-mainz.de/Ikono.htm. Правда, иногда всё же встречаются похожие друг на друга изображения. Но их сходство, вероятно, обусловлено тем, что они являются творчески переработанными копиями ранее созданных изображений. Причём как оригиналы, так и копии принадлежали кисти художников, которые Канта никогда не видели.
В результате до нас дошли не портреты реального существовавшего мыслителя И. Канта, а, если можно так сказать, изображения духа его философии, которые несут отпечаток отношения художников или общества к идеям мыслителя.
Только о двух известных нам изображениях можно сказать, что они имеют непосредственное отношение к реальному Канту. Первое – графический портрет юного философа, который нарисовала графиня фон Кайзерлинг. Второе – посмертная маска Канта. Именно эти два изображения, а также сравнительный анализ иконографии кёнигсбергского философа, легли в основу «Метаморфоз времени». Юный Кант изображён в три четверти, как на портрете графини фон Кайзерлинг. Его одеяние наиболее соответствует запечатлённым в литературе описаниям любимого модного платья мыслителя. Облачение зрелого Канта – это символическое изображение мантии магистра, красный цвет которой указывает на огонь разума, а золотые элементы – на вечную ценность его (ума) даров.
Как аллегория вечности на «Метаморфозах времени» изображён перифраз памятника работы Рауха. На картине в замысел скульптора внесены изменения, цель которых сделать бронзового Канта более похожим на него реального. Дело в том, что Раух, по всей видимости, был впечатлён масштабом личности философа, поэтому изобразил его как статного, крупного человека, стоящего на мощных стройных крепких ногах, обутых в туфли довольно большого размера. Кант, жаловавшийся на свою слабую, впалую грудь, и не очень ладно скроенную фигуру таковым не был.
Фонарь олицетворяет свет разума, который пронизывает всю Вселенную.
Краткая справка о художнице
Марина Понартская (псевдоним) родилась в Калининграде, где провела всю жизнь. Активно пишет картины с 2004 года.
На стиль Марины Понартской оказали влияние русская икона, Василий Тропинин, Валентин Серов, импрессионисты (в первую очередь – Ренуар и Мане), Зинаида Серебрякова.
В своих работах художница ставит целью не изучение пространственных метаморфоз и оптических иллюзий, а распутывание загадок времени и души, как атрибута вечности. Экспонируются работы Марины Понартской с 2007 года.