“… обычный человеческий разум, не благодаря какой-нибудь потребности в спекуляции […], но по самым практическим основаниям побуждается выйти из своего круга и сделать шаг в область практической философии, чтобы получить здесь справку и ясные наставления относительно источника своего принципа и относительно истинного назначения последнего по сравнению с теми максимами, которые опираются на потребности и склонности, дабы разум мог выйти из затруднительного положения, вызванного обоюдными притязаниями сторон и освободиться от опасности лишиться всех настоящих нравственных принципов из-за той двусмысленности, в какую он легко попадает“
— Кант, Основоположение к метафизике нравов (1785),
AA IV: 405

 

КАНТИАНСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ В ЭТИКЕ:
ОСНОВАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ, ВЫЗОВЫ

онлайн-конференция

2-я Конференция лаборатории «Кантианская рациональность»

14-16 мая 2021 г.

Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград

Организаторы: проф. Томас Штурм, проф. Нина Дмитриева,
к.ф.н. Мартин Штикер, к.ф.н. Андрей Зильбер

Кант, как известно, утверждает, что разум – основа морали. Это утверждение касается, в первую очередь, обоснования основных принципов этики, но оно также имеет важные следствия для прикладной этики. Хотя Кант рассматривает рациональные основы этики как неизменные – спорная точка зрения, – практически нет сомнений в том, что применения его теории могут развиваться по мере развития общественных проблем. Некоторые из тем и проблем, к которым сам Кант применил свою теорию, по-прежнему актуальны и сегодня, например, религиозные конфликты, основы демократии и верховенство закона или международная политика; тем не менее, содержание этой проблематики во многом изменилось. Кроме того, недавние публикации кантианцев в области прикладной этики показали, что может принести кантианский подход к тем проблемам, которые возникли совсем недавно, таких как вопросы глобальной справедливости в тесно взаимосвязанном мире, разрушение окружающей среды, изменение климата или те проблемы для личных прав, которые порождаются новыми технологиями, например, в отношении неприкосновенности частной жизни. Исследования этих проблем показали, что кантианская этика, основанная на разуме, пригодна к адаптации для применения в различных специализированных областях и является достаточно гибкой в отношении исторических перемен.

Однако возможность этого применения и адаптации поднимает ряд важных вопросов, касающихся перспектив и пределов кантианской рациональности в этике. Конференция направлена ​​на развитие новых взглядов на эти проблемы в четырёх взаимосвязанных направлениях: во-первых, как нам реконструировать кантовское учение о чистом практическом разуме? Какие принципы, процедуры и другие свойства определяют этот подход и имеют решающее значение для его актуализации? Во-вторых, как эти особенности формируют конкретные этические рассуждения в прикладных областях, как традиционных, так и новых? При каких условиях их можно использовать, чтобы адекватно рассуждать о проблемах, возникающих в результате взаимодействия между человечеством и природой, человечеством и новыми технологиями или человеком и обществом? В-третьих, как мы можем избежать той «слишком человеческой» склонности, которую Кант называет «умствованием» (Vernünfteln), – применения рациональности для выдумывания оправданий пост-фактум или псевдооправданий в пользу себялюбия? Наконец, в-четвертых, каковы перспективы и пределы обновленных версий кантианской этической рациональности, особенно в прикладных областях?

 Язык докладов и обсуждений: английский

Доступ на мероприятие свободный, но, пожалуйста, зарегистрируйтесь у Андрея Зильбера (azilber [ at ] kantiana. ru) для получения ссылки Zoom.

Тезисы докладов на английском языке

 

Программа (время Калининградское)

 14 Мая

14:30 Приветствие: Томас Штурм, Нина Дмитриева и Мартин Штикер

Председатель: Томас Штурм

 14:45 Дэвид Бэкхёрст (Кингстон, Калифорния & Калининград): Категорические моральные требования

15:45 Вадим Чалый (Калининград): Категорический императив как процедура: формализация и применения

16:45 Перерыв

17:15 Патрисия Китчер (Нью-Йорк): Моральный закон как центр кантовской теории практического разума

18:15 Мартин Штикер (Бристоль): Кант об умствовании и злоупотреблениях разумом

19:15 Перерыв

19:45 Хельга Варден (Урбана, Иллинойс): Кант и Арендт о варварстве и тоталитарном зле

 

15 Мая

Председатель: Нина Дмитриева

14:30 Алексей Круглов (Москва & Калининград): Российское конституционное право с кантианской точки зрения

15:30 Лиа Ипи (Лондон): Допускающая теория территориальных прав

16:30 Перерыв

17:00 Коринна Мит (Бохум): Иммиграционные ограничения и современное рабство с кантианской точки зрения

18:00 Герта Нагль-Доцекаль (Вена): Насколько релевантна кантовская концепция «этического государства»
для текущих дискуссий о глобальном сообществе?

19:00 Перерыв

19:30 Мэтью Альтман (Элленсбург, штат Вашингтон): Кант во время эпидемии COVID

 

16 Мая

Председатель: Дэвид Бэкхёрст

14:30 Константин Поллок (Майнц): Кантианский ответ на конфликты поколений в связи с изменением климата

15:30 Людвиг Нагль (Вена): Цифровые технологии:
Кантианские размышления о различии инструментального и практического разума

16:30 Перерыв

17:00 Сергей Луговой (Калининград): Моральная трактовка религии Кантом
и ее потенциал для разрешения религиозных конфликтов

18:00 Филипп Китчер (Нью-Йорк): Натурализация Канта

 

Это второе мероприятие в серии из трех международных конференций, организованных лабораторией «Кантианская рациональность» – международным исследовательским проектом, который базируется в Балтийском федеральном университете им. Иммануила Канта (Калининград). Проект, в котором сейчас участвуют 22 человека, сконцентрирован на изучении кантианской рациональности в философии науки, этике и в проекте Просвещения.

Наши конференции поддерживаются грантом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 075-15-2019-1929, проект «Кантианская рациональность и ее значение для современной науки, технологий и социальных институтов», Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта (БФУ им. И. Канта), Калининград.