Человек — мыслящее и познающее, чувствующее и обладающее волей существо, в котором совмещены чувственная природа и умопостигаемая способность к разумной свободе. Вопрос «что такое человек?» полагается Кантом центральным для «философии по мировому понятию» или философии «во всемирно-гражданском значении» как науке «об отношении всякого знания и всякого применения разума к конечной цели человеческого разума» (Логика, III). Этот общий вопрос, на который отвечает антропология, распадается на три уточняющих: «что я могу знать?» – вопрос метафизики, «что я должен делать?» – морали, «на что я смею надеяться?» – вопрос религии. Таким  образом, вся философия Канта антропологична, хотя называть ее всю философской антропологией было бы преуменьшением.

Ядром кантовской антропологии стал ярко выраженный антинатурализм в трактовке сущности Ч., контрастировавший с преобладавшим в его эпоху натуралистическим подходом. Кант выдвинул идею принципиальной неприродности собственно человеческого начала вообще, отверг главное натуралистическое противопоставление природного разумному и предложил взамен противопоставлять природное моральному. При этом природное, чувственное понимается как физическое, физиологическое, эмпирическое, животное (именуемое также антропологическим) и противопоставляется сверхприродному, надэмпирическому, морально-разумному. В отличие от христианской двусоставной модели  Ч., здесь он не рассматривается как существо сотворенное и богоподобное, напротив, идея бога основана на идее совершенного человека, хотя также признается неизбежность веры в бога-творца и в бессмертие души как гарантию высшей справедливости. Однако в кантовской телеологии сохраняется представление о человеке как высшей цели природы.

Ноуменальное, умопостигаемое в Ч. взаимодействует с феноменальным, эмпирическим и является его основанием, точнее, ориентиром. «Долг человека перед самим собой состоит здесь в запрещении лишать себя преимущества морального существа, состоящего в том, чтобы поступать согласно принципам, т.е. в запрещении лишать себя внутренней свободы и тем самым делаться игрушкой одних лишь склонностей, стало быть вещью» (Метафизика нравов, II: Этическое учение о началах, § 4). Ч. обладает свободой воли и находится в постоянной ситуации выбора между упомянутыми вариантами. Имея врожденную склонность как к добру, так и ко злу, Ч. «как таковой (как существо моральное), никогда не может исчерпать все свои задатки доброго» (Там же, § 39). Святости и отказа от удовлетворения природных желаний, склонностей, от поисков счастья не требуется: речь идет о недопустимости их главенства над принципами разума.

Каждое лицо, в отличие от вещи, само по себе должно быть целью и не подлежит использованию в качестве только средства для каких-либо других целей. При этом Кант далек от социального атомизма и не использует представление об одиноком доисторическом Ч. для объяснения политико-правового устройства общества. Ч. изначально и принципиально общественное существо и его задатки целиком раскрываются только в  человеческом роде, в процессе исторического развития. Высшими из возможных целей человека, «которые в то же время долг», являются «собственное совершенство и чужое счастье» (Метафизика нравов, II: Введение в учение о добродетели, IV).

Литература

Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Соч.: в 6 т. М., 1965. Т. 4/2. С. 107–438.

Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч.: в 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 350–588..

Кант И. Логика // Кант И. Соч.: в 8 т. М., 1994. Т. 8. С. 266–398.

Васильев В.В. Кант и проблема оснований человеческой природы // Трансцендентальная антропология и логика. Калининград, 2000. С. 41–48.

Марков Б.В. Человек как родовое существо и гражданин мира // Актуальность Канта. СПб., 2005. С. 114–134.

Чухина Л.А. Проблема человека в философии Иммануила Канта // Этика Канта и современность. Рига, 1989. С. 11–42.

Brandt R. Kritischer Kommentar zu Kants «Anthropologie in pragmatischer Hinsicht». Hamburg, 1999.

Brandt R. Die Bestimmung des Menschen bei Kant. Hamburg, 2007.

Fleischer M. Mensch und Unbedingtes im Denken Kants. Eine kritische Darlegung. Freiburg, 2010.

Hanna R. Kant, Science, and Human Nature. Oxford, 2006.

Nobbe, F. Kants Frage nach dem Menschen. Frankfurt am Main, 1995.

Sturm T. Kant und die Wissenschaften vom Menschen. Paderborn, 2009.

Wood A. Humanity as End in Itself // Kant’s Groundwork of the Metaphysics of Morals: Critical Essays / Ed. Paul Guyer. Lanham, 1998. P. 165–187.