К 296-й годовщине со дня рождения Иммануила Канта

Н.А. Дмитриева

В этом году мы отмечаем 296-ю годовщину со дня рождения великого философа Иммануила Канта. Ежегодно в этот день на протяжении многих десятилетий исследователи его творчества, преподаватели и студенты, горожане и гости города собирались в Кафедральном соборе Калининграда, чтобы почтить память этого уникального мыслителя послушать лекцию, органный концерт и затем возложить цветы к его могиле. В последние годы мы имели возможность услышать в этот день выступления таких замечательных кантоведов, как заслуженный профессор нашего университета Леонард Александрович Калинников, профессор Университета имени Мартина Лютера Галле-Виттенберга Юрген Штольценберг или профессор Российского государственного гуманитарного университета Алексей Николаевич Круглов. В прошлом году приглашенным участником традиционных двенадцатых «Кантовских чтений» был академик, научный руководитель Института философии Российской академии наук Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов. В этот день в Соборе академик Гусейнов выступил с открытой лекцией «Кант на все времена», в которой говорил о непреходящем значении кантовской этики как «индивидуально ответственного способа бытия» такого несовершенного, но разумного существа, каковым является человек.

И вот в этом году мир столкнулся с ситуацией, когда приходится изменять традициям, которые казались незыблемыми. Кафедральный собор закрыт для посещения, массовые мероприятия отменены. И то, что еще в прошлом году казалось, возможно, лишь удачной метафорой, теперь заставляет исследователей заново задуматься над вопросом: каково значение кантовской философии во времена глобальных катаклизмов? Или более конкретно что Кант мог бы сказать современному человеку в ситуации пандемии?

Необходимо заметить, что сам Кант явился свидетелем большой эпидемии «инфлюэнция», которая началась зимой 1781/82 года в Санкт-Петербурге и постепенно через балтийское побережье добралась до Кёнигсберга, Данцига и далее распространилась на западные территории. Об этом Кант сообщал в своей заметке, опубликованной в «Кёнигсбергской научной и политической газете» 18 апреля 1782 года. В этой заметке он также высказывал предположение, что, во-первых, распространию болезней мы обязаны торговле, которую Европа ведет по всему миру, и что, во-вторых, данная эпидемия с большой вероятностью была вывезена из Китая. В Китай же болезнь попала, по-видимому, через какие-то виды вредных дальневосточных насекомых, случайно завезенных в Китай с товарами русскими купцами. В этом же небольшом тексте Кант призвал врачей исследовать ход этой болезни с учетом ее распространения по миру и, таким образом, он, можно сказать, оказался одним из вдохновителей новой медицинской дисциплины эпидемиологии. Буквально за полгода до этой эпидемии триумфально завершилась интеллектуальная самоизоляция Канта знаменитое десятилетие молчания, когда Кант воздерживался от выступлений в печати, работая над «Критикой чистого разума». 22 июля 1781 года Кант получил печатный экземпляр своей книги, которая вскоре принесла ему всемирную известность и славу и которую другой кёнигсбержец, Иоган Георг Гаман, в своем письме к Гердеру назвал «моралью здорового разума».

Именно вопросы морали и здорового — ясного и критического — мышления оказываются сегодня актуальными, как никогда.

Знаменитый категорический императив Канта доказывает сегодня свою непреходящую ценность и актуальность как императив солидарности: он требует от всех нас так организовать и ограничить свои частные привычки и пристрастия, чтобы они согласовывались с благополучием и здоровьем других людей близких и дальних. Это требование стало в последние недели по-настоящему категорическим, радикальным: каждый должен так изменять свою частную и профессиональную жизнь, чтобы не стать невольной причиной дальнейшего распространения болезни, а возможно и чьей-то смерти. Если мы сознательно и добровольно принимаем на себя последствия этого требования, значит, мы действуем в соответствии с кантовским категорическим императивом. И как ни странно, именно такое поведение означает, что человек остается верен самому себе, своей человечности, своей свободе. Свобода, согласно Канту, состоит далеко не в том, чтобы делать, что хочу. Свобода это наша способность устанавливать себе долгосрочные цели не только в зависимости от своих естественных потребностей и склонностей, но подчинять их разумным, то есть универсальным, значимым также и для всех других людей стандартам. Действовать в соответствии с такой свободой значит действовать морально.

Беспрецедентные акты исполнения морального долга и солидарности демонстрируют современные врачи и медсестры, которые в экстремальных условиях борются за жизни заболевших. Редкий по нынешним временам пример солидарности показывают российские и кубинские врачи-эпидемиологи, которые отправляются в Италию и другие страны, терпящие бедствие в условиях пандемии. Не менее прекрасный пример солидарности являют волонтеры, которые безвозмездно отдают свое время и силы для помощи пожилым и нуждающимся.

В «Метафизике нравов» Кант замечает, что «состояние здоровья в моральной жизни» «это душевное спокойствие с продуманным и твердым решением исполнить закон добродетели». В кантовский день рождения позвольте пожелать всем физического и морального здоровья и выразить надежду, что всем нам хватит сил пережить это испытание достойно.

22 апреля 2020 г.

Видеозапись обращения