Два памятника Иммануилу Канту в одном городе

Профессор БФУ им.И.Канта Ирина Кузнецова рассказывает об истории и судьбе памятника Иммануилу Канту в Кенигсберге – Калининграде.

Мир тесен, гласит пословица, и это действительно так. Вот история знаменитого памятника Иммануилу Канту, в которой удивительно переплелись судьбы разных людей, принадлежавших разным эпохам и народам. А началось всё в 1797 году, когда молодой Христиан Раух поступил на службу к прусскому королю Фридриху Вильгельму II, став его камердинером. Он остался в этой же должности, когда в ноябре 1797 года король скончался, и новым прусским правителем стал его сын Фридрих Вильгельм III. Коронация по традиции прошла в Кёнигсберге, в Замковой кирхе. Вместе с супругой Луизой, новый король прибыл в Кёнигсберг в июне 1798 года. Среди сопровождавших их лиц был и камердинер Раух, который поселился в доме, стоявшем через дорогу от дома Иммануила Канта, и ежедневно видел великого философа.

Надо сказать, что Фридрих Вильгельм III и королева Луиза обратили внимание на тягу Рауха к художественному творчеству, на его скульптурные работы и поощряли его стремление к совершенствованию мастерства. Христиан Раух стал скульптором, отправился на стажировку в Италию, откуда его вызвали в Берлин для создания памятника скончавшейся королеве Луизе. Именно памятник работы Рауха установили в её мавзолее в Шарлоттенбурге.

Два памятника Иммануилу Канту в одном городе

Христиан Раух стал знаменит. Его работы стали украшением не только дворцов парковых ансамблей Германии, но и вошли в сокровищницу произведений искусств Петербурга. Например, он создал статую Александра I, затем Николая I и его супруги Александры Фёдоровны, дочери королевы Луизы. Ему заказал император Николай Павлович для подарка супруге скульптуру «Данаида».

В 1851 году был открыт знаменитый монумент Фридриху Великому в Берлине. На пьедестале памятника Христиан Раух изобразил известных современников короля и среди них Иммануила Канта.

Когда решили установить памятник на родине Иммануила Канта, то его создание заказали, конечно, Христиану Рауху. Скульптор воспользовался тем изображением Канта, которое он поместил на монумент Фридриха II. Возможно, этот образ сложился у него под впечатлением личных наблюдений, хотя в 1798 году великий философ был уже немолод, а памятник изображает его в расцвете сил. С другой стороны, в воспоминаниях современников сообщается, что в старости Канта отличал здоровый цвет лица и ясные живые глаза. Два памятника Иммануилу Канту в одном городеЕго угасание началось около 1800 года. Во всяком случае, скульптор решил воспроизвести тот образ, который он уже сделал достоянием публики, который ассоциировался у новых поколений с персоной мыслителя, но при этом ваятель предполагал, первоначально, увеличить статую до шести футов (фут =30,5 см), на затем поднял размер фигуры до 8 футов. Ученик Рауха Август Кисс отлил статую в королевской мастерской Гладенбека незадолго до смерти выдающегося скульптора, последовавшей в декабре 1857 года.

В Кёнигсберге памятник долго не устанавливали, возможно, потому что шли работы по реконструкции пространства, окружавшего замок. Тогда засыпали рвы, идущие от замка, снесли многие старые дома (наверное, те, которые мечтают воспроизвести инициаторы «Сердца города»), построили новые. Наконец, 18 октября 1864 года состоялось торжественное открытие памятника И. Канту.

Памятник поместили неподалёку от Принцессинштрассе, 3 – дома И. Канта, в котором он провёл последние годы. За памятником виднелась новая Альтштадтская кирха и справа можно было увидеть дом Канта. Памятник окаймляла ротонда, которая завершала северный участок пути к монументу, получивший название Кантштрассе.

В 1885 году стали прокладывать Замковую улицу – Шлосстрассе и памятник перенесли к зданию университета (ныне Университетская,2). С тех пор памятник там и стоял.

18 октября 1944 года (ровно через 80 лет после установки памятника Канту в Кёнигсберге) советские войска вошли в Восточную Пруссию. Начались бои. В Кёнигсберге приступили к строительству бункера для коменданта города-крепости. Вход в бункер находится как раз там, где стоял памятник великому философу. Памятник сдвинули с места, и тогда молодая графиня Марион фон Дёнхоф предложила спрятать статую Канта у неё в поместье. Эта идея понравилась коменданту генералу Отто Ляшу. Памятник уложили в специально сделанный прочный деревянный ящик и отвезли в поместье известной в Восточной Пруссии семьи фон Дёнхоф. Графиня, по-видимому, помнила книги своего детства и стала действовать по пиратскому сценарию. Выбрала высокую сосну, отсчитала 20 шагов на запад, 10 шагов на север и велела копать яму, куда и опустили ящик. Для верности сверху посадили еще куст шиповника. А затем Марион фон Дёнхоф собралась, села на коня и ускакала в рейх, пока кольцо советских войск окончательно не замкнулось.

9 апреля 1945 года город-крепость Кёнигсберг капитулировал. О памятнике Канту напоминал валявшийся рядом с бункером Ляша пьедестал с надписью KANT с буквами на тыльной стороне – Rauch.

Спустя несколько лет на нём установили бюст лидера немецких коммунистов, одного из главных в Германии противников Гитлера, погибшего в Бухенвальде. Этот новый памятник находился в сквере на улице Тельмана.

А теперь вернёмся в середину 30-х годов. В советский порт Мурманск пришёл немецкий пароход, встал на разгрузку, а команда отправилась в интернациональный клуб моряков. Среди молодых немцев был Рудольф Жакмьен. В клубе звучала музыка, кружились пары, Жакмьен огляделся и пригласил симпатичную девушку на танец. Молодые люди разговорились, потом ещё встретились. В общем, эта встреча в клубе завершилась через пару лет тем, что Рудольф Жакмьен получил советское гражданство и женился на своей избраннице. А потом началась Великая Отечественная война, и Жакмьен стал бойцом Красной Армии, на передовой вел радиопередачи, направленные на немецких солдат, призывая их сдаваться в плен.

После войны Жакмьен работал в редакциях газет и журналов, выходивших в СССР на немецком языке, издал несколько сборников стихов, стал членом Союза советских писателей, переехал в Калининград. В 1974 году он отправился в Германию навестить родственников и там встретился с Марион фон Дёнхоф. Она рассказала ему, как прятала от войны статую Канта и выразила желание показать место, где зарыт памятник. Вернувшись домой, Жакмьен сообщил об этой встрече руководству области, и графиню пригласили в Калининград.

Два памятника Иммануилу Канту в одном городе

Вместе с Марион фон Дёнхоф, Жакмьеном, с представителями управления культуры, в Озерки, где прежде находилось поместье, отправились и сапёры с металлоискателями. Но когда прибыли на место, графиня совершенно не узнала ландшафт: ни высокой сосны, ни куста шиповника, неоткуда отсчитывать шаги. А металлоискатели оказались бесполезными, ибо вся земля была наполнена металлом, осколками снарядов, кусками железа…

Эта неудача, конечно, огорчила и калининградцев и Марион фон Дёнхоф, но никто не сложил руки. В Калининграде Виктор Васильевич Денисов, лучший в истории города председатель горисполкома, решил, что надо по старым фотографиям воссоздать памятник великому философу. Он нашёл и исполнителя – скульптора Б. Едунова, который создал несколько памятников в Калининграде. Это памятник М. Калинину, Мать Россия, «Землякам – первопроходцам космоса», памятники К. Марксу и Э. Тельману. Но идея относительно памятника Канту оказалась нереализованной, ибо замечательный скульптор ушёл из жизни. Но во всяком случае, ещё в 80 годы копия памятника Канту могла бы стоять возле университета.

Графиня фон Дёнхов тоже не бездействовала. Она создала фонд «Die Zeit», в котором аккумулировались средства на воссоздание памятника. Причём в Германии не было необходимости обращаться к старым фотографиям. Сохранился и монумент Фридриху II работы Рауха, и мастерская скульптора, которого почитают как основоположника берлинской школы ваятелей. А в мастерской имеются работы Христиана Рауха, конечно, не отлитые в бронзе, но вполне хорошо сохранившиеся. Используя это наследие Рауха, скульптор Харальд Хааке отлил новую статую Иммануила Канта. Её доставили в Калининград. «Родной» пьедестал памятника был изъят из-под бюста Тельмана, который получил новое основание. Реставрационно-строительная фирма «Кафедральный собор» под руководством Игоря Александровича Одинцова подготовила площадку возле здания нашего университета и установила сам памятник.

27 июня 1992 года состоялось торжественное открытие памятника великому философу. Иммануил Кант вернулся к университету, но к университету российскому, который теперь носит его имя.