Понятие общего чувства (лат. – sensus communis; нем. – Gemeinsinn) означает у Канта основополагающий принцип суждений вкуса. Sensus communis подразумевает идею общего для всех чувства, некой оценочной способности: сравнивать свое суждение с возможными суждениями других, в которых пытаться ставить себя на место других, абстрагируясь при этом от привлекательности и трогательности. Общее чувство не является внешним чувством, но является результатом свободной игры познавательных способностей, присущей всем людям. Лишь при условии, что существует «общее чувство», может быть вынесено суждение вкуса. Знания и суждения, согласно Канту, должны вместе с сопутствующим им убеждением «обладать всеобщей сообщаемостью», ибо в противном случае они не соответствовали бы объекту (КСС, § 21; B 65). Но если могут быть передаваемы познавательные суждения, то, как полагает Кант, должно обладать всеобщей сообщаемостью и душевное состояние, т.е. настроенность познавательных способностей вообще, а именно пропорция, требующая представления (посредством которого нам дается предмет), чтобы возникло знание. Однако эта настроенность познавательных способностей обладает различной пропорцией в зависимости от объектов, которые даны. Она должна быть оптимальной, чтобы оживить душевные способности и расположить человека к познавательной деятельности вообще. Эта настроенность может определяться только посредством чувства, т.е. не через понятие. Поскольку эта настроенность должна быть всеобще сообщаемой, должно быть всеобще сообщаемо и ее чувство при данном представлении. Оно есть часть способности к совместности подобного состояния души, т.е. своего рода коммуникация. Кант рассматривает общее чувство как «чисто идеальную норму»: «Во всех суждениях, которыми мы признаем что-либо прекрасным, мы никому не дозволяем придерживаться иного мнения, несмотря на то, что мы основываем наше суждение не на понятиях, а только на нашем чувстве; следовательно, полагаем его в основу суждения не как личное, а как общее чувство» (КСС, § 22; B 66, 67). Общее чувство не говорит, что с нашим суждением согласится каждый. Хотя этот принцип лишь субъективен, он признается субъективно-общим, необходимой для каждого идеей: «Прекрасно то, что без понятия признается предметом необходимого благоволения» (КСС, § 22; B 68).

Литература

Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч.: в 8 т. М., 1994. Т. 5. С. 5–385.

Саликов А.Н. Рецепция кантовского понятия Sensus communis в теории способности суждения Ханны Арендт // Кантовский сборник. 2008. № 1(27). С. 31–40.

Allison H.E. Kant’s Theory of Taste: A Reading of the Critique of Aesthetic Judgment. Cambridge, 2001. P. 144–159.

Felten G. Die Funktion des sensus communis in Kants Theorie des ästhetischen Urteils. München, 2004.

Guyer P. Kant and the Claims of Taste. Cambridge, 1997. P. 248–273.

Kleist E.E. Judging Appearances: A Phenomenological Study of the Kantian sensus communis. Dordrecht, 2000.