«Критика способности суждения» (нем. Kritik der Urteilskraft) – одно из основополагающих произведений в истории мировой эстетической мысли. Шиллер, Гете, Шеллинг и Гегель в той или иной степени опирались на этот труд, развивали содержащиеся в нем идеи, принимали или отвергали их, но всегда высоко их оценивали. «Критика способности суждения» постоянно находилась в центре внимания русских мыслителей XIX и XX веков. И сегодня она дает богатую пищу для размышлений в области философии красоты и искусства.

Термин «способность суждения» нуждается в уточнении. Этим термином, как известно, обозначают связь между понятиями, высказывание, «утвердительное или отрицательное повествовательное предложение». Второй смысл термина – «умственный акт, выражающий отношение говорящего к чему-либо». Суждение «в этом смысле в отличие от высказывания всегда модально и носит оценочный характер». В немецком языке слово Urteil имеет три значения: первоначальное – «приговор»; со времени Лейбница – член силлогизма, высказывание; со времени Канта – позиция личности. Таким образом, у Канта в его третьей «Критике» в первую очередь речь идет о способности (или даже точнее о силе) оценки, приговора, который прямо или косвенно человек выносит окружающей действительности и самому себе.

Для самого Канта «способность суждения» не всегда означала одно и то же. В «Критике чистого разума» этим термином он обозначает одну из познавательных способностей человека наряду с рассудком и разумом. Если рассудок означает способность устанавливать правила, то способность суждения дает умение этими правилами пользоваться; фактически это ум, «природная смекалка», ее отсутствие нельзя восполнить никакой школой. В дальнейшем этот смысл термина не исчезнет, но появится и новый, вышеупомянутый – оценочный. Если дано общее (правило, принцип, закон), то способность суждения, которая подводит под него особенное, есть «определяющая» способность суждения; если же дано только особенное, для которого способность суждения должна найти общее, то эта способность есть «рефлектирующая» способность суждения.

В «Критике способности суждения» Кант рассматривает рефлектирующую способность суждения, причем при ее анализе он обнаружит, что еще есть особая способность судить о вещах по правилу, но не по понятиям, которую называют «эстетической».

Теперь философская система Канта обретает законченные контуры. Она делится на три части в соответствии с тремя способностями человеческой психики: познавательной, оценочной («чувство удовольствия») и волевой («способность желания»). К этому времени были уже написаны «Критика чистого разума» и «Критика практического разума», где изложены первая и третья составные части философской системы – теоретическая и практическая. Вторую, центральную Кант вначале назвал телеологией. Затем телеологии пришлось потесниться: рядом с ней, точнее, впереди нее расположилась эстетика, вместе они составляют «Критику способности суждения».

«Критика способности суждения», появившаяся в разгар эстетических споров в Германии, вызвала оживленные отклики и читательский интерес. Шиллер утверждал, что «Письма об эстетическом воспитании» — его главный эстетический труд – покоятся главным образом на Кантовых принципах» (Соч., т.5, с.352). Гете признавался, что «Критике способности суждения» он «обязан в высшей степени радостной эпохой» своей жизни. Положения сформулированные в «Критике способностей суждения», оставались неизменными для взглядов Канта и в последующий период.

Первый русский перевод (Н. Соколова) появился в Петербурге в 1898 г. В тридцатые годы XX века он был исправлен (неизвестно кем) и увидел свет в составе 5-го тома Сочинений Канта (М., 1966). Опираясь на этот перевод, М. Левина перевела «Критику способности суждения» для вышедшего в 1994 г. 8-томного собрания Сочинений Канта заново по изданию К. Форлендера, стереотипно воспроизведенному в «Философской библиотеке» изд-ва «Феликс Майнер» (Гамбург) – Immanuel Kant. Kritik der Urteilskraft. Hrsg. von. Karl Vorlander. Hamburg. o. J. Felix Meiner Verlag. «Philosophische Bibliothek». Bd. 39a.

Источник: Примечания к «Критике способности суждения». Составитель А.В. Гулыга. Соч. в 8-и тт. Т.5. стр. 386-391).