Т.Г. Румянцева. Немецкий идеализм: от Канта до Гегеля

Graphic1 2

Предисловие

Одной из задач современной историко-философской науки является пересмотр ряда традиционных стереотипов в понимании места, сути и значения, как отдельных знаковых персоналий, так и целых этапов в развитии европейской философской мысли. Это в значительной мере относится и к переосмыслению некоторых стереотипов, сложившихся относительно немецкой классической философии, особенно учитывая то значение, которое ей отводилось в качестве одного из теоретических источников марксистско-ленинской философии и марксизма в целом. В последнее время и в России, и за рубежом все чаще появляются работы, в том числе и учебные пособия, в которых пересматривается смысл, значение и сама правомерность применения утвердившегося еще с советских времен такого обобщающего понятия, как «немецкая классическая философия»; переосмысливается содержание ряда ее, казалось бы, незыблемых фундаментальных положений. Отечественная философская мысль не должна оставаться в стороне от результатов новейших и актуальных ныне исследований. Это особенно важно, когда речь заходит о подготовке учебников и учебных пособий для студентов-философов, призванных в своей будущей профессиональной деятельности осуществлять мировоззренческую и общекультурную подготовку специалистов всех ВУЗов нашей Республики. И те знания, с которыми они придут в аудиторию, должны соответствовать современному уровню развития философской науки.

Соображения такого рода и явились главным побудительным мотивом для подготовки данного учебного пособия, призванного соответствовать последним достижениям историко-философского знания. Оно выполнено на основе многолетнего чтения его автором курса лекций по «Немецкой классической философии», переименованного ныне в курс под названием «Немецкий идеализм конца ХVIII – первой трети ХIХ века». Автором были использованы результаты собственной научно-исследовательской работы по данной тематике, многочисленные материалы, подготовленные и собранные ею как участником Международных конференций, Кантовских и Гегелевских Конгрессов, Кантовских Чтений на родине философа в г. Калининграде, а также тексты, опубликованные в российском журнале «Кантовский сборник» (членом редколлегии которого она является) и на сайте Института им. И. Канта при БФУ kant-online.ru  

При написании данного пособия были в той или иной мере учтены и использованы материалы прежних научных и учебных изданий автора, посвященные немецкой философской традиции ХVIII-ХIХ вв. Так еще в 1999 г. был опубликован первый в отечественной философии глоссарий по немецкой трансцендентально-критической философии, в котором раскрыто содержание основополагающих понятий и главных работ ее основных представителей – И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля [64]. В 2004 г. – к 200-летию со дня смерти и 280-летию со дня рождения Канта вышла работа, в которой подробно анализируются главные труды и основополагающие идеи немецкого мыслителя [66]. В 2008 г. опубликован курс лекций «Немецкая трансцендентально-критическая философия (середина ХVIII – первая треть ХIХ вв.)» [65] И, наконец, в 2014 г. – пособие под названием «Г. Гегель: от «Феноменологии духа» к «Энциклопедии философских наук», посвященное переосмыслению основного содержания, места и значения первой крупной гегелевской работы – «истинного истока и тайны» его философии – «Феноменологии духа». Здесь же показаны особый системный статус и системная функция «Феноменологии духа» в учении Гегеля, выявлены наиболее актуальные и имеющие современное звучание идеи этой работы, ее классические и новейшие интерпретации [71].

Бурное развитие современного историко-философского знания и таких его отраслей, как кантоведение и гегелеведение, ставит в качестве фундаментальной задачу обобщения всех полученных в данной области результатов. Особенно когда кантоведение выдвигается сегодня на самые передовые рубежи в мировой философской науке. В свете этих достижений требуется создание новых обобщающих работ системного характера, в том числе и учебных пособий нового типа, широко освещающих суть и значение учения Канта и его ближайших последователей.

В данном пособии по курсу «Немецкий идеализм конца ХVШ – первой трети ХIХ века»,  изучаемому на философском отделении факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, рассматривается один из наиболее сложных и в то же время значимых периодов в развитии западноевропейской философской мысли, представленной именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и ряда других мыслителей. Важность и актуальность обращения к этой ставшей уже канонической философской эпохе, продиктованы не только чисто учебными целями – необходимостью профессионально-академического усвоения этого поистине «золотоносного пласта» европейской интеллектуальной традиции. Не отрицая факт автономной целостности и самодостаточности данной философской эпохи, ее вневременной значимости и ценности, мы должны в то же время считать необходимым ее осмысление и для понимания общекультурной и общефилософской ситуации, сложившейся в новейшей философии последней трети ХХ – начала ХХI столетия. Эпатируя антикантианскими и антигегелевскими настроениями, заявляя о резком разрыве с философской классикой, эта традиция оказывается, тем не менее, генетически тесно связанной с классикой, так как именно ее парадигмы во многом определили облик большинства направлений современной западной философии.

Учитывая, что многие идеалы и ценности, веками составлявшие цементирующее ядро «европейского человечества», – вера в разум, прогресс, свобода и достоинство личности, гуманизм и т.п., и обеспечивавшие социокультурное единство и целостность западного мира, были наработаны и закреплены в европейской ментальности именно философской классикой, высшим достижением которой и стала немецкая философия конца ХVIII – первой трети ХIХ вв., следует признать очевидной невозможность постижения вне рамок этой традиции европейских социокультурных реалий, в том числе  и ряда информационных новаций и технологий.

При подготовке данной работы ее автор учитывал, что в рамках немецкого идеализма конца ХVIII – первой трети ХIХ вв. был сформирован качественно новый облик философии, характеризующейся высокой степенью обобщенности и рассчитанной на узкий круг хорошо подготовленных читателей. Здесь были созданы чрезвычайно трудные для усвоения специальные философские произведения, изобилующие крайне абстрактными концептами; некоторые из них вообще впервые вводились в научный оборот, другие же претерпевали радикальную трансформацию, приобретая необычный и даже одиозный характер. Все это потребовало экспликации основополагающих идей и терминов данной традиции, разъяснения их смысла и основного содержания, что и было проделано автором в данном пособии.

Изучение лекционного курса «Немецкого идеализма конца ХVIII – первой трети ХIХ вв.» предполагает:

а) выявление специфики немецкого идеализма конца ХVIII – первой трети ХIХ вв. как высшего и завершающего звена в развитии новоевропейского рационализма и философской классики;

б) анализ основных этапов творчества основополагающих представителей, принадлежащих данной эпохе развития философии в Германии, – Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля;

в) определение сущности и основного содержания главных работ и фундаментальных понятий немецких мыслителей, анализ классических и новейших интерпретаций их идей;

г) обоснование  значения, места и роли немецкого идеализма ХVIII – первой трети ХIХ вв.  в  истории западноевропейской философии и духовной культуры.

Преимущественное внимание при изложении материала учебного пособия было уделено рассмотрению главных идей и работ, репрезентирующих основное содержание теоретической философии немецких мыслителей. Этическая, эстетическая и политическая проблематика освещается в соответствующих курсах по этике, эстетике, социальной философии и политологии, также изучаемых на философских отделениях университетов. Что, впрочем, не означает отсутствия авторского внимания и к этим вопросам, просто излагаемым в тексте пособия куда менее подробно. Автор посчитал также приоритетным изложение и анализ идей Канта и Гегеля, как мыслителей, идеи которых оказали наибольшее воздействие на последующую философскую традицию, а также в связи с их  наибольшей вовлеченностью в современный философский дискурс